Общенациональное телевидение

Маргарита Грачёва: «Близкий вам человек вдруг превращается в зверя». Где искать спасение от домашних тиранов?

Читать на сайте ont.by

Два года назад в подмосковном Серпухове муж из-за ревности отрубил обе кисти своей жене, Маргарите Грачёвой. Мороз по коже даже от пересказа этого кошмара. А на этой неделе Маргарита приехала в Минск, чтобы презентовать свою книгу о домашнем насилии, о чём в обществе обычно принято молчать. К сожалению. В год в белорусскую милицию поступает около 120 тысяч звонков с криком о помощи. А сколько боятся даже позвонить? Что делать, когда близкий человек становится монстром?

У всех этих историй очень похожее и счастливое начало. На фотографиях из прошлого все улыбаются, и никто ещё не представляет, что однажды у этих снимков появится другая сторона.

Мы встретились с Маргаритой ровно через два года после чудовищной истории, о которой слышали не только в России. Об избиении человеком, которого считала родным, она знает, кажется, больше, чем все. Попросит только в деталях не вспоминать, как увозил в лес, пытал и отрубил кисти. А вот о том, как уберечь сотни тысяч семей от кошмара, она написала книгу. Как вернуться к нормальной жизни, снова научиться любить и даже шутить.

Маргарита Грачёва: «Очень сложно, не сталкиваясь с этим раньше, представить, что близкий вам человек вдруг превращается в зверя. Сейчас, анализируя свой пятилетний брак, я не вижу каких-то причин, которые могли подтолкнуть к вот такому зверству». 

Искать подобные истории в Беларуси пришлось долго. Но не потому, что их не было, а потому, что считается – говорить об этом страшно… и стыдно. Но говорить об этом нужно, ведь только так те, кто до сих пор не выносит сор из избы, услышит и почувствует себя не одиноким в своём кошмаре.

Татьяна 15 лет работала декоратором в кукольном театре. А то, что происходило дома, со временем всё больше стало напоминать страшные спектакли. 23 года в браке, 12 из которых превратились в борьбу с необъяснимой агрессией мужа, который становился врагом, конечно, только за закрытой дверью.

Татьяна: «Тебя убеждают все, даже мама говорит, мол, сама виновата. Куча друзей, которые говорят: да он же классный парень у тебя… У тебя есть муж – здорово! Государство вам как многодетной семье дало право строить квартиру, но что-то не складывается… Я одна не могла это сделать. Пришлось обращаться за помощью к специалистам».

Обратиться за помощью – первый и самый сложный, но необходимый шаг. Ольга попросила не показывать её лицо, потому что до сих пор вынуждена жить с уже бывшим мужем в одной квартире. Её история о насилии моральном. Маленькая дочка видела, как папа мог ударить кота, пытался его душить. Маму не бил, но много говорил о ней. С таким в милицию не пойдёшь…

Ольга: «Когда он трезвый, он говорил: я тебя люблю, это всё алкоголь... Но каждый раз всё повторялось, повторялось, повторялось. Он может лежать всю ночь и громко разговаривать – просто меня оскорблять, унижать всех моих близких, родных. Лежишь, а тебя трясёт от того. Кажется, что сейчас сойдёшь с ума. У меня проблема основная, что мы не можем разъехаться, уйти с ребёнком некуда. Пока его нет, пока уехал. Живем, как оно есть, а потом не знаю…»

Некуда идти – ещё одна причина, по которой дом на годы становится клеткой. Выход есть всегда. По всей Беларуси работают больше 130 кризисных комнат, в некоторых центрах помощи можно остаться жить на какое-то время. Работают телефоны горячей линии, психологи. Но для многих терпеть боль иногда невыносимо проще, чем рассказать. 

Маргарита Грачёва: «Я всегда говорю, что надо искать пути выхода и уходить. Если поднял руку, статистика говорит, что это заканчивается печально вплоть до летальных исходов. Это сложно – взять и уйти. Зависит от того, где ты живёшь. У меня адвокат занимается темой домашнего насилия. У неё много таких случаев. Если ударил один раз, обычно это повторяется».

На презентации книги Маргариты не было свободных мест. Так откровенно на эту тему говорят редко. Ежегодно белорусская милиция принимает больше 120 тысяч звонков о семейно-бытовых скандалах. К ответственности удаётся привлечь меньше половины агрессоров. Многие женщины со временем заявление забирают. Но ведь общество уже должно было отойти от древнерусского «бьёт – значит любит». В XXI веке бьёт – значит бьёт.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by