Какие минимальные действия должен совершить человек, чтобы защитить себя от действий кибермошенников? Об этом в проекте «Лицом к лицу» на ONT.BY рассказал начальник управления по противодействию киберпреступности (Управление «К») ГУВД Мингорисполкома Дмитрий Стасюлевич.
Дмитрий Стасюлевич: «Сейчас мы в такой ситуации, что не то, чтобы какие действия должен совершить человек… Какие действия он не должен совершать – наверное, так будет правильно. Конечно, по поводу совершения действий – пароли. Все знают, что они должны быть безопасными, не должны никому передаваться. Минимально публиковать информацию о себе в Сети. Но преступления, которые сейчас захлестнули страну в этот год, в предыдущие годы, все-таки они связаны с выполнением действий. Люди сами отдают свои деньги либо каким-то приехавшим людям, курьерам, либо передают свои персональные данные, либо передают логины и пароли. Либо устанавливают приложение удаленного доступа. Это делают люди сами. Если бы они этого сами не делали, то, я думаю, усложнили бы жизнь злоумышленникам очень серьезно».
Глава управления «К» обратил внимание, что очень часто избежать обмана помогает даже разговор с близкими или знакомыми – всегда нужно рассказывать о поступившем вам звонке.
Дмитрий Стасюлевич: «Ситуации, которые моделируют и преподносят злоумышленники, нельзя замыкать в себе. Нужно обговаривать их со своими родственниками. Не единичный случай, когда люди после общения с родственниками понимали, что это были злоумышленники. Есть случаи, когда вынуждают потерпевших идти и брать кредит в банке. Банковская сфера тоже заточена на это, очень активно проводится профилактическая работа – при выдаче кредитов даже. Задают вопросы, напоминают про мошенников, дают посмотреть памятку-буклет. Эта работа проводится. Случаи не единичны, когда люди осознают, что все-таки это были злоумышленники – и отказывают от выполнения таких действий».
Правоохранитель призвал стараться понять сам механизм работы аферистов.
Дмитрий Стасюлевич: «Надо понимать сам механизм. Если вам кто-то позвонил. Не важно, кем представился: сотрудниками правоохранительных органов, банковскими работниками, работниками компаний сотовой связи – тоже сейчас такие звонки есть. И задают вопросы по поводу денег, вынуждают выполнить какие-то определенные действия, связанные именно с деньгами. Этого надо опасаться и понимать, что, скорее всего, это будут злоумышленники. Это надо знать. Понятно, вопросы могут быть разные. Предпосылки могут быть разные. Ситуации моделируются злоумышленниками тоже разные. Но если схема схожа, то 99%, что это злоумышленники».
Стасюлевич подчеркнул: сотрудники банка не могут звонить в мессенджере, а номер телефона не может начинаться с кода другой страны.
Дмитрий Стасюлевич: «Это самое главное. Но могут быть и белорусские номера. Не надо делать на это акцент. Но если увидели уже иностранные номера – однозначно, это мошенники. Не надо принимать за правду, если звонок осуществляется с белорусского номера. Учетные записи мессенджеров можно взломать, их использовать. Хотя сам потерпевший, владелец этой учетной записи, может даже не знать об этом. Такие случаи есть. Все-таки надо знать механизм, о котором я сказал сразу».
Подписывайтесь на нас в Telegram