Общенациональное телевидение

Лукашенко о пассажирских перевозках: Нужно установить единые для всех правила игры. Жесткие, прозрачные и понятные

Читать на сайте ont.by

Порядок, пожалуй, ключевое слово сегодняшнего совещания во Дворце Независимости. Так вот порядок в сфере пассажирских перевозок должен быть наведен и приняты единые для всех правила игры. Таково требование Президента. По поручению Александра Лукашенко в ближайшее время будет доработан Указ – исчерпывающий – чтобы не допускать двойного толкования и дать ответы на все вопросы участников рынка. 


Переход на новую колею будет постепенным. В первом квартале будущего года правительство представит документы в развитие указа. А все нормы заработают со второго полугодия. Изменения важные, назревали они давно, так что не должны шокировать тех, кто хочет работать в правовом поле. А вот к тем, кто привык оставаться в тени, отношение ужесточат.

Журналисты ОНТ неоднократно обращали внимание на проблему. В эфире нашего телеканала вышло сразу несколько репортажей-расследований, в которых были раскрыты серые схемы. И вот теперь нелегальные и нерегулярные перевозчики не смогут подрезать на дорогах тех, кто работает по правилам. От этого во многом зависит безопасность пассажиров маршруток и такси. Они ведь зачастую и сами не знают, кто их везет.

Эти люди не ездят в маршрутках и вряд ли пользуются такси. Но от правил – ими установленных – во многом зависит безопасность тех, кто каждое утро и каждый вечер становится пассажиром. Вернее – не только от самих правил, но и от контроля за их соблюдением. И со всем этим точно не все в порядке. Оттого Президент будет хмур – пусть это и не единственная причина. Хотя, казалось бы, требования государства просты и понятны.

И как показывает практика, одно связано с другим. Статистика проверок повергает в шок: на десять тысяч автомобилей приходится почти девять тысяч нарушений.

Все понимают: правила дорожного движения написаны кровью. Но после жуткого ДТП с маршруткой в Смолевичском районе, когда погибли 14 человек, стало понятно: правила пассажирских перевозок –  тоже. Тогда столкнулись не просто отдельно взятый грузовик и отдельно взятая маршрутка. Это столкновение интересов перевозчиков, которым нужно перевезти быстрее и больше – и не так важно грузов или людей, – и самих пассажиров, которые вынуждены ездить на том, чего порой на дороге быть не должно.

Число жертв и пострадавших в ДТП с перевозчиками растет. Штрафы не работают. По-настоящему действенная мера – лишь изъятие машин. В этом году – уже 90! Есть и другая сторона вопроса – финансовая. Начиная с того, что чека от водителя такси не дождешься.

А дальше – сокрытие выручки, дробление бизнеса, зарплаты в конвертах и неуплата налогов. В такси вообще грешат тем, что автопарки работают поквартально, а потом просто меняют вывеску и работают еще квартал, и затем все повторяется. Снова и снова.

Само такси (не водитель) никогда не останется в накладе. Ведь свой немаленький процент модный сервис возьмет, как только захлопнется пассажирская дверь. 

Говорить о справедливости тут и в самом деле не приходится. Ведь конкурировать на дороге легальным перевозчикам приходится с нелегалами и с нерегулярными собратьями, которые официально зарегистрированы под перевозку туристов или свадеб, а на самом деле выходят на обычные маршруты и буквально уводят пассажиров из-под носа водителя легальной маршрутки. 

Все это в деталях объясняют Президенту. Понятно – схему выявили, но сложно не задаться вопросом – а как вообще так вышло? 

И если «кто виноват» в данном случае не так важно, то вот «что делать» определяться точно надо. 

Правительство подготовило указ и предлагает создать реестр легальных перевозчиков. Вся информация о том, кто, на чем и куда едет, должна быть как на ладони. Там же диспетчеры, через которых будет проходить заказ. 

То есть у того же «Яндекса», к примеру, должна появиться фирма с белорусским лицом. Правительство ведет с компанией переговоры, и вроде бы там все понимают. Беларусь ведь не первая ступила на тропу легализации перевозок. И здесь нет разделения на государственный или частный извоз. Правила будут одинаковы для всех. Написать, их, впрочем, можно какими угодно хорошими, но они не будут работать, если не бояться их нарушить. И вот как это должно работать. 

Впереди разработка программного обеспечения. И уже после перевозчикам дадут время на регистрацию. Впрочем, это не значит, что сосредоточив внимание на нерегулярщиках, государство не будет следить за регулярным сообщением в целом. Жалобы ведь поступают и на недостаточное количество машин и маршрутов. Так что сбоев при наведении порядка быть не должно. И даже если представить крайнюю ситуацию, что перевозчиков на какое-то время станет меньше, на их место придут новые. Ведь передвигаться на маршрутках или такси люди не перестанут. Это просто удобно. А спрос всегда рождает предложение. 

Правда, время имеет значение. Ведь начинается сезон мокрого асфальта, снежных заносов, плохой видимости, а еще беспечности. Всего того, что отнюдь не способствует безопасности на дороге. И не важно, в маршрутке пассажир или в такси. Везет тому, кто везет безопасно и легально.

Фото: архив БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by