Сотрудничество, которое, похоже, сулит золотые горы. Александр Лукашенко с государственным визитом в Зимбабве. Это наивысший протокольный статус. Основной переговорный день завершился более чем плодотворно. Президент провел переговоры с Президентом Зимбабве. Подписан портфель соглашений.
Александр Лукашенко подчеркнул: мы едем в Африку не для того, чтобы нести некие иллюзорные демократические ценности. Там им цену знают сполна. Это диалог на равных. Отношения двух стран развиваются в ключе равноправия. Конечно, с учетом национальных интересов. Во время санкций Беларусь готова предложить и товары, и промышленную кооперацию. А экзотический и радушный прием в Зимбабве лучше всего говорит: там мы желанные гости. Тем более такое сотрудничество – шаг дальновидный. Тот же Пекин годами эффективно торгует с этим государством.
Африка все больше становится континентом возможностей. Это регион с перспективами роста рынков сбыта не только технологичных, но даже базовых товаров. И тут Минск – надежный партнер. Благодаря Беларуси в Зимбабве смогли решить вопрос продовольственной безопасности. Словом, наша страна возможности не упустит.
Это утро начнется в пригороде Хараре. Перед началом официальной части Президент ненадолго погрузится в историю страны и ее борьбу за право Зимбабве, а не Южной Родезией зваться. О колониальном прошлом с британским акцентом и сегодня многое напоминает. Еще бы – обрести независимость страна смогла лишь в 1980 году. В память о жертвах этой антиколониальной борьбы создан монумент – «Акр национальных героев».
Бороться за независимость зимбабвийцам пришлось и с оружием в руках. Так бывает. Нынешний президент Эммерсон Мнангагва – участник освободительного, как его принято здесь называть, движения. В Южной Родезии даже был приговорен к десятилетнему сроку. После депортирован в Замбию. Но в 80-е все круто измениться. С тех пор он менял министерские кресла, пока в 2017 году не стал президентом.
В наследство от предшественника Мугабе ему досталась небывалая инфляция, а символом экономического краха стала банкнота в сто триллионов местных долларов. Со всем этим срочно надо было что-то делать. Выпуском золотой монеты (а она в ходу с лета прошлого года) делу если и поможешь, то вряд ли кардинально. Мнангагва взялся за реформы. О них немного известно. Но главным показателем их успешности можно считать уход от западных вливаний и расширение партнеров, среди которых появилась Беларусь. Александр Лукашенко наверняка хотел бы сказать, что рад сотрудничать с Зимбабве, но протокольная служба решит иначе и журналистов попросят выйти на жаркое зимбабвийское солнце.
Африка сейчас интересна буквально всем. Беларуси удалось обойти конкурентов и попасть в программу механизации сельского хозяйства. За два этапа в Зимбабве приехали почти 2 тыс. белорусских тракторов. Дальше – точно будет больше, но об этом позже. А пока стороны ищут новые точки соприкосновения. И прошедший накануне бизнес-форум показал: интерес есть и он точно не на пустом месте.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мы подробно обсудили перспективные направления сотрудничества между нашими странами, которое значительно активизировалось за последние годы, несмотря на то, что нас пытаются задушить санкциями. Но нас только подстегивают к сотрудничеству».
О причинах санкций и их последствиях Президенты поговорят подробно. Минск и Хараре это не просто сближает. Они учатся на примере других, как не надо вести дела. Беларусь не идет в Африку поучать – она идет научить.
Беларусь готова создавать с Зимбабве совместные предприятия. Так, чтобы это было выгодно обеим сторонам. А вариантом оплаты – товаров или услуг – может быть бартер. Да, не с любым партнером пойдешь на такие шаги. Президент скажет: эта встреча – серьезный задел на будущее. И в нем ведь могут быть не только поставки. Да, Беларуси выгодно поставлять то, чего у Зимбабве нет, но ведь не менее выгодно – добывать то, чего в этой земле в достатке. Александр Лукашенко решит углубиться в проблематику. Ведь борьба за Африку – разве это не борьба за ресурсы? И кто-то, по-видимому, решил, что в этой борьбе все средства хороши.
Впереди в Зимбабве – выборы, и Александр Лукашенко, конечно, знает, о чем говорит. Да и под санкциями Беларусь не первый год. С той лишь разницей, что для Зимбабве их автоматом продлевают, для Беларуси же – ужесточают. Но если кто-то не может или не хочет покупать, скажем, белорусский калий, почему не отправить его в Зимбабве?
Так что борьба за Африку этой самой Африке вряд ли тешит самолюбие. Такой местами нездоровый интерес – это огромный риск. Так кто в итоге выиграет: Запад или… Юг? Александр Лукашенко уверен: если все сделать правильно, в выигрыше останется сама Африка.
Эммерсон Мнангагва в ответ скажет много теплых слов о Беларуси, но не политического реверанса ради.
Эммерсон Мнангагва, президент Зимбабве: «Я был поражен Беларусью и, прежде всего, ее сельским хозяйством. Именно благодаря Беларуси мы решили вопрос продовольственной безопасности. Зимбабве хочет дружить со всеми и не быть врагом никому. Ведь не может быть так, что одна страна – лошадь, а другая – погонщик. И знаете, с Президентом Лукашенко у нас случилась какая-то химия. Мы одинаково смотрим на многие вещи. Мы по-настоящему дружим и работаем на благо наших народов».
В поддержку этих слов – договоренности, которые скрепят подписями. Из важнейшего: взаимная защита инвестиций (к слову, это один из пунктов реформ Эммерсона Мнангагвы) и контракты – на поставку белорусских тракторов, зерноуборочной техники и строительство комплексов для хранения зерна (его в Зимбабве в прошлом году собрали рекордное количество). После такого можно и ударить по рукам.
С передачей техники, кстати, затягивать не станут. После небольшой паузы (переговоры переговорами, а обед по расписанию) Президенты отправятся в институт сельского хозяйства. На его площадке под палящим солнцем Зимбабве уже красуются белорусские тракторы.
Перерезанием ленты Президенты дают символичный старт третьей фазе программы механизации сельского хозяйства. В этом и следующем году Беларусь поставит сюда 3,7 тыс. тракторов и шесть десятков комбайнов. Это контракт на $66 млн. Свой личный трактор «Беларус» отныне есть и у президента Зимбабве.
В ответ Александру Лукашенко подарят льва (неживого, разумеется) со словами «он самый сильный в Африке» – понятно, на что намекая. Если с этим что-то и может сравниться, то это зимбабвийские девушки в национальных белорусских костюмах. И да, каравай там тоже был.
Каравай, испеченный из муки, сделанной из зимбабвийской пшеницы, выращенной при помощи белорусских технологий. Главное – ничего не перепутать. А если серьезно, Президент Мнангагва будет долго и эмоционально говорить, насколько это важно для страны. Эта была его личная просьба к Президенту Лукашенко: людей нужно срочно накормить. А вылилось все в долгосрочное сотрудничество.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Я хочу поблагодарить американцев и весь западный мир за то, что они ввели против нас санкции. В противном случае здесь бы стояли не белорусские тракторы, а американские и немецкие. Нас разделяют немалые расстояния, но мы готовы всегда помогать вам, мы готовы принять вашу помощь. Мы готовы вам подставить плечо в любое время, в любом месте, решая самые сложные проблемы и задачи».
Александр Лукашенко как-то очень по-человечески обратится к собравшимся: дескать, не в алмазах счастье. Но сам факт обладания ими словно показывает, кто в Зимбабве хозяин.
Пожалуй, главное отличие от колониального прошлого – теперь Зимбабве самостоятельно выбирает себе партнеров. Главным называют – Китай, дескать, прошлый год – исключительный в китайско-зимбабвийских отношениях. А еще эта южноафриканская страна намерена возродить сельское хозяйство, чтобы стать поставщиком для Индии. Вот такие амбициозные планы. А что до Беларуси, то она предпочитает быть в такой компании – развивающихся и дерзких, чем сытых, но самодовольных.
Фото: пресс-служба Президента Беларуси
Подписывайтесь на нас в Telegram