Общенациональное телевидение

Лукашенко: Беларуси посчастливилось обрести свою независимость мирным путём

Читать на сайте ont.by

Александр Лукашенко посетил один из ведущих вузов страны – Академию управления при Президенте. Пообщался со студентами и преподавателями. Какими качествами – личными и профессиональными – должен обладать современный управленец? Как научить и научиться руководить?

 

Руководителям, чтобы оставаться компетентными, нужно всё время учиться. В независимой Беларуси это поняли сразу. Возраст Академии управления – 28 лет. В 1995-м вуз приобрел особый статус – при Президенте Республики Беларусь. Однако с большой силой, как известно, приходит и большая ответственность. К тому же здесь готовят не только специалистов первой ступени – не все абитуриенты приходят в Академию со школьной скамьи. Здесь в основном повышают квалификацию и проходят переподготовку руководящие кадры.

Валерий Бороденя, первый проректор Академии управления при Президенте Беларуси: «Например, когда учитель очень хороший становится директором школы, его функции меняются. Если он поднимается на более высокую ступень – функции совсем другие. И они становятся менее профессиональными. То есть ему меньше приходится учить детей – то, что являлось его основным – и всё больше руководить людьми, организовывать их на решение определённых задач. И этому мы учим здесь тех людей, которые приходят в управленческую деятельность». 

Валерий Бороденя сегодня первый проректор, а совсем недавно и сам был студентом Академии. Оказалось, и кандидату наук есть чему поучиться. К слову, здесь же в 2000-м он начинал свою карьеру преподавателя.

Валерий Бороденя, первый проректор Академии управления при Президенте Беларуси: «И тогда проходили переподготовку уровень заместителей министров, министров, руководители районов областей. И с тех пор можно сказать, что большинство руководящих кадров прошли через Академию управления. Но, можно сказать, что с тех пор очень существенно поменялись условия жизни, в которых мы живём и работаем. Хочу сказать, что те люди, которые проходили в 2000 году обучение, должны опять к нам прийти, потому что поменялось содержание». 

Татьяна Старинская – депутат и, очевидно, перфекционист. В предстоящих выборах в парламент – не участвует, хоть и могла бы. Решила продолжить работу в госсекторе. Для этого и учится. Кстати, на отлично. А ещё, чтобы мотивировать семью следовать её примеру – не отставать от времени и продолжать быть профессионалом.

Татьяна Старинская, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Я вообще считаю, что я буду такая бабушка, которая будет ещё и с внучкой тусить. Что касается парламента, я постоянно прихожу и какими-то фишками, которые поймала в Академии управления, делюсь. Или пытаюсь экспериментировать на комиссии». 

Визит Президента в Академию – повод окунуться в учебный процесс уже для всей страны. К тому же именно этот вуз называют ведущим, здесь одни из самых высоких проходных баллов даже для тех, кто учится за деньги. И набор крайне ограничен. С этого и начал ректор. Но такая исключительность – медаль с двумя сторонами.

Что касается переподготовки, то её проходят около 800 слушателей ежегодно. Половина – по государственному заказу. Конкурс примерно два человека на место, срок обучения: от года до двух. Таких специальностей больше нет ни в одном вузе. Те самые слушатели – уже состоявшиеся специалисты, но все же практика в применении новых знаний им не помешает. Ректор предлагает стажировки по профилю.

Среди предложений Академии: разные программы для слушателей с разным профилем первого образования. К примеру, у экономистов убрать математику. А еще возможность получать здесь образование, параллельно учась в другом вузе. Это предложение для самых одаренных. Президент критикут – есть над чем подумать. И кстати, сам задает вопросы.

Дальше разговор о самом процессе обучения, точнее о методиках, которые делают его современным. К примеру, такой: студент выбирает одну из 12 ролей: руководителя реальной организации, области, банка или ведомства. Принимает решения, а компьютер просчитывает итоги и предлагает альтернативные варианты. Программой уже интересуются специалисты из других стран.

Пока Президента знакомят с техническими новинками, которые уже внедрили в учебный процесс здесь, в Академии управления, совсем рядом, в конференц-зале, собираются слушатели с вопросами. Это учащиеся и преподаватели,  выпускники Академии управления, а также специалисты из кадрового реестра Главы государства. Однако всех, кому не безразлично будущее и настоящее учебного заведения, здесь вместить не удалось бы. Элегантным выходом из ситуации стала видеотрансляция. Всё происходящее здесь будут видеть ещё в семи аудиториях Академии управления. Без монтажа, абсолютно честный разговор.

Во всяком случае, на него ориентирует сам Александр Лукашенко. С последней встречи в таком формате, напоминает Президент, прошло 10 лет. И тогда, и сейчас стране слишком дорого обходятся управленческие ошибки. А значит, здесь должны работать лучшие специалисты, обучаться исключительно перспективные госслужащие, процесс подготовки должен быть ориентирован на будущие запросы государства и экономики.

Выпускники Академии должны быть не просто конкурентны, а вне конкуренции. При этом управленец не должен ассоциироваться с кабинетным чиновником – к этому Президент призывает не столько словами, сколько личным примером. Но эффективно решать проблемы –лишь половина успеха. Нужно уметь понятно объяснять свои решения. А сегодня ещё и реагировать на информационные вбросы – а значит, пресловутое «без комментариев», брошенное журналистам, для чиновников позиция проигрышная.

Отдельная тема – закон о госслужбе. Такой есть во многих странах, нашему – уже 15 лет. Как и учебный материал того времени, он, конечно, стареет. Но над обновлением работают. К октябрю 2020-го документ должен быть представлен Президенту. А до этого он рекомендовал вовлечь в разработку и студентов. Дальше – к обещанным вопросам. Разумеется, их готовили заранее. Некоторые темы Президенту передали тоже заранее. Но он же этот сценарий и изменил.

Первой к микрофону пробилась магистрантка, которая, по понятным причинам, радеет за омоложение руководящих кадров. Процесс идёт, Президент его одобряет. Как доказательство цифры: ещё в 2010-м средний возраст руководителей в госорганах был 52 года, а сейчас, словно запустился в обратную сторону, – 49. В исполкомах и местных администрациях и вовсе 47, а в самом аппарате Президента есть руководители, которым нет и 30 лет. Были и сложные вопросы. Например, о ЕАЭС.  

Спрашивали, с какими чувствами молодой Президент начинал свой путь, как он сейчас всё успевает и бывают ли выходные. Были вопросы о молодёжи, многое дальше пошло в формате обычной беседы, вопросы без микрофонов,  подготовки. Были и ответы от души. Например, о будущем младшего сына. Кто знает, ответил Президент, может быть, он и свяжет его с Академией. 

Пожалуй, один из главных выводов, которым Президент поделился с аудиторией: научить управлять нельзя, можно только дать знания. Это и есть задача Академии. И хоть поручения проще давать, чем исполнять (это тоже цитата Александра Лукашенко), всё же повысить престиж через качество образования в Академии управления возможно, а значит, к этому стоит стремиться. Ведь в результате выпускники именно этого учебного заведения принимают решения, которые влияют на жизнь каждой белорусской семьи.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by