Общенациональное телевидение

Лесопереработка: что мы видим семь лет спустя?

Читать на сайте ont.by

Предлагаю обратить внимание на тему, которая последние лет десять не раз была хедлайнером новостных лент и журналистских, да и не только, расследований.    

Итак, лесопереработка. Не исключаю, что многие помнят разразившийся лет семь назад скандал, когда оказалось, что модернизация отраслевого производства в большей степени существует на бумаге, нежели в реальности. Именно тогда, по итогам поездок по предприятиям, Президент принял ряд жёстких, в том числе и кадровых решений. Что видим сегодня? Тактика и стратегия, выбранная в тот момент, оказалось верной.   

Если раньше мы значительный процент продукции лесопереработки покупали за границей, то сейчас уже сами активно осваиваем зарубежные рынки. Например, поставки мебели из Беларуси в страны Евросоюза только за последний год увеличены на 45%, а если смотреть динамику последних лет 10, наблюдаем, что поставки нашей мебельной продукции за границу увеличились вдвое!

Спокойствие, только спокойствие. Сказал бы Карлсон! У лесников свой ответ – ни одно живое, что называется, перспективное дерево не пострадало! Вырубают лишь те, которые через год-два сами упадут или погибнут. А на их месте высаживают молодняк. Такое обновление леса, уверяют специалисты, процесс вполне нормальный. Ведь в итоге здесь будет новый сосновый бор.

А зрелище! Какое завораживающее! Дровосеки с топорами практически в прошлом, сейчас орудуют машины. 

За день заготавливают около 100 кубических метров древесины. Уже после она отправляется на завод.

«Ивацевичдрев». Не только градообразующее предприятие – флагман белорусской деревообработки. Исключительно безотходное производство. Здесь трансформируют так называемую низкосортную древесину. По сути, технической сырьё превращается в ДСП. В год таких плит выпускают порядка 320 тысяч кубометров. А ведь проектная мощность предприятия меньше на треть. Но это тот случай, когда вот эти кадры говорят красноречивее любых цифр.

Но так было не всегда. На месте этого цеха ещё несколько лет назад было обветшалое здание. Дмитрий Полещук, говорит, глядя на него, слёзы на глаза наворачивались. Теперь вместо старой лесопилки – новое оборудование. Начальник цеха уверен, появился не только лоск – повысилась эффективность. Ещё в 2015 году на предприятии сделали ставку и на производство мебели. Через два года провели первую модернизацию. И не прогадали. 

Дмитрий Полещук, начальник производства предприятия «Ивацевичдрев»: «Если сравнивать с моментом запуска (с 2017 годом), то мы уже увеличили объём в пять раз. В данный момент в этом цеху производятся мебельные детали из ламинированных плит, а также выпуск корпусной мебели. На сегодняшний день в месяц мы производим до 5 тысяч готовых изделий». 

Никакой рандомности. Белорусская смекалка и взвешенный подход плюс немецкое качество. Это и есть модернизация, уверяют здесь. Часть оборудования поставили из Германии. Вот и сейчас продолжаются переговоры по поставкам. Ведь на очереди следующее обновление. И если раньше модернизация проводилась за счёт государства, то уже сегодня предприятие может оплатить её самостоятельно.

Кристоф Мюзген, руководитель отдела сервиса немецкой компании «Бюттнер»: «Я видел в работе на предприятии сушильный комплекс, энергоустановку, был в операторской и общался с персоналом. Всё в очень хорошем состоянии! И это не на пустом месте. Всё потому, что хорошо, когда партнёры слышат друг друга. У нас есть идеи и наработки, и мы вместе можем сделать работу предприятия ещё более эффективной» 

А ещё важен хозяйский подход. Потому не только новое оборудование устанавливают, устраняют «болячки» у уже существующего. 

Сергей Сорока, главный инженер предприятия «Ивацевичдрев»: «Пример оснащения прошлого года системой пожаротушилки, которая позволила нам работать без профилактических остановок более долгое время. Вместо нескольких дней до 7-10 дней. Тем самым увеличили годовую наработку».

И внесли свою лепту в общую копилку деревопереработки страны. Об этом свидетельствует приятная статистика: объём производства модернизированных предприятий за последние восемь лет увеличился в 12 раз. А, как известно, там, где деньги, там и желающие их зарабатывать. В итоге: и количество частных предприятий в этой сфере заметно увеличилось. 

Этим предприятием в Молодечно владеют его работники, это закрытое акционерное общество. Оттого и отношение бережное. Существует с 1954 года. Со временем оборудование, понятное дело, износилось, и уже в 70-х здесь началась модернизация. С тех пор процесс фактически непрерывный. Ежегодно в неё вкладывают порядка миллиона долларов.   

Сергей Игнатович, начальник цеха предприятия «Молодечномебель»: «Если взять вот эту ножку. Если раньше это надо было делать на токарном станке, это надо было делать резчику вручную, потом отшлифовать, это надо было задействовать чуть ли не целую бригаду людей, около 9-10 человек. Всё это делается на одном станке. За смену делается около 30-40 заготовок таких».

Раньше получалось максимум пять. Поставили вот это оборудование и увеличилась производительность. Оборот достиг 30 миллионов долларов в год. В итоге удалось освоить новый рынок.

Главное сырьё для производства на «Молодечномебель» – древесные плиты. Их закупают у гигантов отрасли, например, у «Ивацевичдрев». Но направление более узкое – исключительно изготовление мебели. Ставка на экологичность. Здесь не пахнет ацетоном. Используют только водные лаки и краски.

А ещё вовлекают отходы производства в получение энергии. Кстати, за счёт установки котлов, работающих на отечественном сырье, белорусские предприятия сократили применение импортных топливно-энергетических ресурсов почти в два раза.

Сегодня в переработку древесины активно включены и лесхозы. Их функции расширились, теперь это многопрофильные предприятия: они не только выращивают деревья, но и зарабатывают на них. Уже в стране работает 88 деревообрабатывающих производств.

Лесопилка в Климовичском лесхозе работает с начала августа: привели в порядок старое здание и взяли в лизинг польское оборудование. Теперь зарабатывают на хвойных, которые повредил жук-короед. Их пилят на доски, обрабатывают специальным составом против вредителей и продают в Германию по 100 евро за кубометр. Производство безотходное и импортозамещающее: местному коммунальному предприятию продают щепу (как похолодает, её будут использовать для отопления жилфонда). На реализацию идут и опилки. Потом из них делают топливные гранулы и экспортируют в Польшу и Прибалтику.

В целом, пока эксперты не спешат подводить итоги масштабной модернизации отрасли. Все просто – она ещё продолжается. Но если говорить языком медицинским, реанимация сферы прошла успешно. Пациент будет жить. Остаётся лишь долечить. 

Пусть эксперты скромничают. Их можно понять. Не говори гоп, пока не перепрыгнешь. А ведь лечебный эффект модернизации деревоперерабатывающей отрасли уже заметен. По крайней мере, в денежном выражении. За последние пять лет экспорт продукции увеличен вдвое. А это 600 миллионов долларов. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by