Общенациональное телевидение

Кто зажигает столичные огни и как работает архитектурная подсветка зданий? Рубрика «В центре»

Читать на сайте ont.by

До конца зимы в столице 3 тысячи ламп заменят на светодиоды. За год энергетикам удается сэкономить до 3,5 миллиона киловатт-часов. Кто включает огни большого города и как работает архитектурная подсветка зданий? Все ответы у Ирины Плоцкой в рубрике «В центре». 


Яркий, элегантный и романтичный. О нем слагают поэмы и пишут картины. Вечерний Минск представить другим уже невозможно. С городским освещением связана целая эпоха. Выходить «в свет» столица начала в 1895-м году. Тогда в Александровском сквере появились первые фонари. Всего в городе их было 140. С развитием технологий менялись и источники света. 

Александр Воробцов, первый заместитель генерального директора – главный инженер предприятия «Мингорсвет»: «Сначала светильники с лампами накаливания были на городских улицах. Менялись на ртутные лампы, затем это были газоразрядные лампы высокого давления. Компактные люминесцентные лампы. Это тоже светильники старого образца. Сегодня таких в городе вы не найдете». 

Эволюция систем освещения – в музее «Мингорсвета». Редкие экспонаты сотрудники собирали несколько лет. 

Александр Воробцов, первый заместитель генерального директора – главный инженер предприятия «Мингорсвет»: «Пульт наружного освещения, который использовался в далекие 60-70-е годы. Диспетчер производил замыкание контактов, контакт замыкался в черте города, происходило включение освещения».

Люминесцентные, натриевые, светодиодные – в городе сегодня 160 тысяч фонарей и 220 километров гирлянд. Каждая лампочка может прослужить до 10 лет. Но если что-то выходит из строя, данные о поломке моментально получает диспетчер. 

Оперативно-диспетчерская служба. Здесь зажигают свет во всем Минске. 40 лет назад это занимало до 20 минут. Сейчас процесс упростили достаточно одного клика мышки.

Олег Глушенков, начальник оперативно-диспетчерской службы предприятия «Мингорсвет»: «Включается весь город одновременно. С задержкой в 2-3 минуты. Это связано с тем, что неравномерно везде доходит сигнал. Погасла лампа, отключилась одна гирлянда – сразу направляем бригаду для устранения неисправностей». 

Кто хотя бы раз бывал в столице, знает, что вечерний Минск – как отдельный вид искусства. С приходом темноты. Проспекты и улицы играют новыми красками, а здания кажутся еще более величественными. Все благодаря архитектурной подсветке. 

А все начиналось в 1999 году. Первым в огнях ночного города засиял Национальный банк Беларуси, затем дома №22 и №23 на пр. Независимости. 

Световой ансамбль столицы постепенно преображался. Золотым светом украсили проспекты Победителей и Независимости. После экспериментировать с освещением начали на фасадах жилых многоэтажек. 

Спасательная станция на Комсомольском озере, Музей истории Великой Отечественной – сколько проектов подсветки вместе с командой разработал за 18 лет Вадим Пономаренко уже и не вспомнит. Но, говорит, «пролить свет» – процесс кропотливый и трудоемкий. От идеи до согласования может уйти больше полугода. 

Вадим Пономаренко, главный инженер проекта предприятия «Мингорсвет»: «Специалисты предприятия выезжают, обследуют фасады, кровлю, точки запитки, электрощитовые, далее делается ночная визуализация. Проходит государственная экспертиза».

Но и этого, порой, недостаточно. Самый сложный экзамен оформителям зачастую готовят жильцы. Угодить удается не всем. 

Вадим Пономаренко, главный инженер проекта предприятия «Мингорсвет»: «Были случаи, когда жители жаловались, мы приезжали на такие выезды в ночное время лично, если и есть минимальное попадание, то в районе подоконника. Проводится тогда юстировка прожекторов, они более отворачиваются от фасада, и внутрь квартиры свет точно не попадет». 

Только в ночном центре сегодня блистает 70 зданий. К каждому – особый подход. Главная задача – подчеркнуть изысканность архитектуры, при этом не нарушить гармонию городского пейзажа. 

Александр Воробцов, первый заместитель генерального директора – главный инженер предприятия «Мингорсвет»: «Старая часть, назовем это сталинский ампир…выполняется локально, точечно светильниками, чтобы подчеркнуть доминанты. Если мы говорим про современный тип здания, где много стекла, то выполняется линейный тип подсветки, чтобы подчеркнуть периметры, ребра здания, возможно, сделать динамику элементов, Культовые здания – это костелы, церкви – они выполняются заливающим светом». 

Добиться нужного эффекта и интересно обыграть элементы декора помогает вода. Немаловажную роль играет цвет динамичной подсветки. Да и в целом, от ярких решений проектировщики стараются отходить. 

Александр Воробцов, первый заместитель генерального директора – главный инженер предприятия «Мингорсвет»: «Что касается исторического центра, здесь хочется людям отдохнуть. Без лишнего светового загрязнения, не привлекать внимания, поэтому теплые тона выбраны».

На подсветку Минска уходит чуть больше 0,5% общегородского потребления всей электроэнергии. Главный принцип – энергоэффективность. Оттого и любоваться световым оформлением зданий можно недолго. Летом – с десяти до одиннадцати. Уличное освещение постоянно модернизируют, а сам Минск с каждым годом становится все ярче. А это значит, что у столицы точно светлое будущее. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by