Белорусский проект «Выход» официально вошёл в программу 58-й Венецианской биеннале. На самой престижной выставке современного искусства национальную экспозицию представит известный в нашей стране творческий дуэт – скульптор Константин Селиханов и куратор, арт-критик Ольга Рыбчинская.
Под отечественный павильон в популярном у туристов районе Кастелло арендовано пространство бывшего склада. Вся Венеция включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а потому любые изменения – не только внешние – должны быть согласованы с городской администрацией.
Сегодня, например, решают вопрос, как на фасаде строения XVI века обозначить наш «Выход».Уникальный форум стартует в мае. Беларусь поборется за «Золотого льва» – главную награду биеннале – в пятый раз.
«Выход» есть – таков посыл пяти арт-объектов для Венецианской биеннале. Стиль Селиханова критики определяют как «гиперреализм».
Анонимные фигуры – часть тотальной инсталляции. Приём, который ввёл современный классик, концептуалист Илья Кабаков. Что же ждёт «внутри» белорусского проекта интеллектуалов со всего мира? Пожалуй, полная картина будущего – пока лишь перед глазами смотрящего за «Выходом».
Ольга Рыбчинская, арт-критик, куратор проекта «Выход»: «Зритель хочет более сложных ходов и кодов. Идея сама по себе аутентичная. Просто получилось так, что мы совпали в этот раз. Основная тема 58-го биеннале фокусируется на исследовании времени перемен».
Определяет направление на самой большой выставке современного искусства основной куратор (меняют раз в два года). Сейчас выбрали директора лондонской Hayward Gallery. Девиз Ральфа Ругоффа – «чтоб вам жить в интересные времена» – очень древнее проклятие. Жюри указало на «Выход».
Оксана Богданова, директор Мемориального музея-мастерской З.И. Азгура: «Смешных и нелепых заявок и концепций не было. Но, всё-таки, есть такое ощущение, что не все номинанты имеют представление о том, что есть форум современного искусства. Путают понятия «хорошая экспозиция», «хорошая выставка» и концептуальное появление в Венеции».
18 проектов – отборщикам хотелось бы больше свежих идей. Зато теперь обошлось без жалоб и реплик вроде «провисаем на банальных вещах». Впервые Минкульт объявил конкурс в августе – за полгода до завершения регистрации на биеннале. Хватит и месяца – считали до нашего пятого выхода.
Владимир Цеслер, дизайнер: «Здесь это «искусство» вообще-то кураторов, а не художников, в большей степени. То есть куратор выбирает себе человека, который продвигает его идею. По сути дела, там всё и куётся».
С мэтром постмодерна связан первый выход страны – в 2005 году – на самую престижную арт-арену. Это же как чемпионат мира по футболу – только в сфере искусства. Однако сборная Беларуси, по непонятным причинам, пропускала игру до нынешнего десятилетия. Без таймаута – третье биеннале.
Сергей Криштапович, комиссар павильона Беларуси на венецианской биеннале: «И павильон, и всё сопутствующее обеспечено государственной поддержкой. Это очень важно. В первый раз Беларусь идёт с господдержкой на все 100%. Финансирование достаточное. Не понадобится спонсорской помощи».
Так где же ныне наше место в главном «Салоне Европы» – Венеции? Сразу рассматривали площадку в Новейшем Арсенале. Это непосредственно территория биеннале. Пришвартовались напротив – в бывшем складе. Около 50-ти квадратов без окон – идеальное пространство для «Выхода».
Впервые в национальном жюри был зодчий. Хобби ученика знаменитого Нормана Фостера – собирать кирпичи. Этот – венецианский. К слову, Беларусь никогда не участвовала в Архитектурной биеннале, а ещё в благородной «семье» – международные форумы музыки, театра и старейший кинофестиваль мира.
В венецианских Садах Джардини (это сердце биеннале) стационарные павильоны лишь у 32 стран. Строительство новых приостановлено давно. А ведь теперь в выставке участвуют почти 100 государств! Одним из вариантов для более эффективного национального представительства Беларуси может стать долгосрочная аренда какой-нибудь площадки. Публика привыкла бы, что наш выход там же, где и вход. Всегда.
Постоянная прописка в центре современного искусства планеты позволяет, например, России уже сейчас задуматься над кураторским проектом на 2021 год. У Германии было время, чтобы оформить экспозицию и завоевать «Золотого льва» 57-й биеннале. 58-я стартует в мае. И до ноября.
Именно с Венеции начиналось признание поп-арт. «Засветились» на биеннале «наши» – Леон Бакст, Марк Шагал, Михаил Савицкий. Достоевский, чьи корни на брестском Полесье, говорил: «мир спасёт красота». Удобный «Выход».
Подписывайтесь на нас в Telegram