В пятницу, 16 декабря, Президент провёл совещание, посвящённое деятельности государственных контролирующих организаций. Никто не ставит под сомнение важность их работы, особенно с учётом непростой бюджетной обстановки, когда средства должны расходоваться с максимальной эффективностью. Однако формальный подход даже одного контролёра может обречь государство на несоизмеримые с нарушением финансовые и имиджевые потери.
Корреспондент Дмитрий Семченко готов на примере конкретного инвестиционного проекта показать, насколько важна для страны согласованность действий как инвестора, так и контролёра.
Тысячи квадратных метров современных складских помещений в самом удобном для транспорта месте. Логистический центр «Прилесье» под Минском должен был стать примером крупнейших иранских инвестиций в Беларусь. Инвестор уже вложил в объект около 60 миллионов долларов. Но реализовать проект до конца не получилось. Из-за простоя компания несёт убытки.
Акбари Мухаммад-Али, руководитель проекта логистического комплекса «Прилесье»: «Мы потеряли 2,5 миллиона долларов. Построили из белорусских материалов по европейским стандартам. Этот объект уникальный».
Иранцы утверждают: иностранным инвесторам разрешено строить в Беларуси по стандартам Евросоюза. Принятая в 2010 году специальная программа это действительно предусматривает. Однако перед строительством инвестор обязан провести проектную экспертизу в государственных органах, иначе рискует получить проблемы на этапе получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Что и произошло с «Прилесьем». Переговоры по одному из зданий логистического центра идут больше года, и склад пустует. В МЧС считают объект опасным. Потенциально…
Владимир Рафальский, начальник управления надзора и профилактики МЧС Беларуси: «Ряд складских и вспомогательных зданий принят и эксплуатируется, требования выполнены. Здание запроектировано и построено по зарубежным нормам. Вместе с тем есть и отклонения от зарубежных требований, и от проекта. Фактическая огнестойкость такого здания – 15 минут».
Иранские бизнесмены, уверенные в своей правоте, разводят руками: мол, требования МЧС по 19 спорным пунктам выполнили.
До сдачи склада инвесторы отказываются продолжать дальнейшее финансирование всего проекта. Региональные власти считают: проект буксует не только из-за требований МЧС, но и из-за финансовых проблем иранской стороны.
Вот уже год иранские бизнесмены, МЧС и облисполком не могут договориться. А потому неработающий склад как пресловутый воз – и ныне там.
В четверг, принимая завершившего дипломатическую миссию посла Ирана, Президент сделал резонное замечание. Страны – стратегические партнёры, между ними нет никаких противоречий и запретных тем, а экономический результат – мизерный. Так может одна из причин этого и кроется в недостаточной работе на местах? Логика подсказывает: чтобы бизнес прижился, нужна не только благодатная законодательная почва. Прозрачные правила, конечно, важны, но и отношение имеет значение.
Ещё пять лет назад Александр Лукашенко подчёркивал: инвесторов, которые хотят вложить деньги в Беларусь, нужно буквально водить за руку. Поступали так с иранцами или нет, сегодня сказать трудно. Зато итог очевиден. Одни не особо вникли в существующие в Беларуси требования, а другие, обнаружив нарушения, тут же пошли на запретительные меры. Кто в результате находит, а кто теряет? На этой неделе подобный вопрос звучал во Дворце Независимости дважды.
Разговор идёт только о госсекторе. Развитие бизнеса тоже государственный интерес. Тем более если этот бизнес во всех смыслах крупный. Как, например, «Прилесье». Куда, во-первых, уже вложены серьёзные деньги, а во-вторых, сам по себе логистический центр по определению не может быть обузой. Он важен и перспективен и для столицы, и для центрального региона. Проверки и контроль нужны, с этим и в Иране спорить не станут. Вот только в каких масштабах и с какими последствиями?
Александр Конюк, генеральный прокурор Беларуси: «Сегодня проблема – обилие контролирующих органов и обилие проверок. Эта тема – притча во языцех, уже у всех на устах. Президентом поручено: надо систему выстроить, иначе хаос – тормозится бизнес, проблемы и у госпредприятий. Это очень серьёзная тема».
Справедливости ради нужно отметить – количество проверок снижается. За пять лет контрольных рейдов стало в три раза меньше, при этом сумма взысканного возросла в шесть раз.
Леонид Анфимов, председатель Комитета государственного контроля Беларуси: «У нас количество проверок сократилось почти в 10 раз по сравнению с тем, что было в начале 2000-х годов. В то же время возросла результативность проверок за счёт акцентирования внимания на масштабность этих проверок. Уходим сегодня от мелочёвки».
В следующем году все контролирующие органы проведут почти 24 тысячи проверок. Цифра внушительная, но она на четверть меньше, чем в 2016-м. Это не значит, что тот, кто «пускает государственные деньги налево», сможет спокойно спать. Раковую опухоль коррупции и злоупотреблений будут вырезать ювелирно, руководствуясь главным медицинским принципом – не навреди. Впрочем, об этом не лишне подумать и до того, как взяться за скальпель.
Если поводом для размышления считать историю с «Прилесьем», то стоит иметь в виду ещё один аспект. Речь об отношениях с иранским капиталом, да и не только с ним. Чем больше успешных проектов, тем для этих отношений лучше, тем они разнообразнее и в прямом смысле слова богаче. А недоразумения с одним партнёром способны перечеркнуть планы других.
Скорее всего, иранцы не надеются, что контролирующие их структуры вдруг пересмотрят существующие десятилетиями нормативы и соотнесут их с зарубежными. А возможно, это не главное. И на самом деле все упирается в финансовую состоятельность, удар по которой в том числе нанесли санкции в отношении их страны. Теперь бизнесмены думают, как преодолеть запреты в стране пребывания. Не исключают, что свои дела в Беларуси им придётся свернуть. Жаль, если переговорный потенциал действительно исчерпан.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram