Более полумиллиарда долларов – только предварительная сумма контрактов, которые заключат по итогам VI Форума регионов Беларуси и России. Большой деловой разговор состоялся сегодня в Санкт-Петербурге. Несомненно, реальный эффект ещё предстоит и подсчитать, и оценить. Ведь результат такой встречи не только в цифрах. Форум – возможность сверить позиции. А ещё – расставить точки над «i».
Александр Лукашенко на встрече c российским коллегой предложил к декабрю снять все проблемные вопросы. В конце года Союзное государство ведь отметит 20-летие – срок немалый. И если подходить к этой дате, то очевидно – «правильных» слов от наших партнёров уже недостаточно, нужны конкретные решения, которые приведут к результату. Весь информационный фон накануне сегодняшней встречи говорил о том, что этих самых реальных шагов в союзной интеграции ждут не только эксперты, но и простые люди. Конечно, проблемные вопросы есть. Это нормально, когда партнёры работают и отстаивают собственные интересы. Но если есть обоюдное желание работать для достижения единой цели, все проблемы, безусловно, будут решены.
От Бреста до Владивостока сегодня, кажется, все здесь. Тысяча участников. Почти шесть десятков российских регионов. Этот форум славится солидными суммами подписанных контрактов – пять прошедших принесли свыше полутора миллиардов в союзную копилку. Перечислять все, подписанные в этот раз, долго и бессмысленно – их более 60. Просто пример: за три дня форума один только трейдер подписал коммерческих контрактов на 7,5 миллиардов российских рублей – почти 120 миллионов долларов. И всё это – белорусская нефтехимия.
Денис Тумаш, генеральный директор предприятия «Белнефтехим-РОС»: «Белорусская продукция однозначно является конкурентоспособной. И практически каждый продукт, который производят предприятия, входящие в состав концерна, имеют конкурентоспособные преимущества. Несмотря на то, что это российская нефть, мы имеем большой потенциал модернизированных производств. Совершенствование наших ключевых производств продолжается и, конечно, это уже новые продукты».
Вот и получается: разве Россия, как потребитель белорусских нефтехимических продуктов, не заинтересована, чтобы заводы в Беларуси работали стабильно? Заинтересована! Тогда к чему волокита с налоговым манёвром? Или почему вновь и вновь поднимается тема допуска или, скорее, недопуска белорусской продукции на российский рынок? Впрочем, объяснение есть.
Александр Субботин, министр по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии: «По многим товарам есть перепроизводство в различных регионах союза. И я думаю, это одна из причин введения таких ограничений, и попытки как-то защитить свой внутренний рынок, не какой-то страны отдельно – даже региона. Работа всё равно идёт постепенно. И за последние 2-3 недели 6-7 предприятий точно были открыты».
Другими словами, выход может быть в том, чтобы поставлять больше, скажем, того же молока в регионы (или страны), где есть дефицит и нет крупного местного игрока. Да, чтобы избежать конкуренции. Ведь при всех успехах торговли – а в прошлом году Беларусь и Россия увеличили товарооборот на 10% до 35,5 миллиардов долларов – конкуренция в отдельных сферах жёсткая. И белорусский экспорт не рос. Минск видит резервы, в первую очередь, в сельском хозяйстве и машиностроении. А Москва продолжает субсидирование своих и только своих производителей. Но ведь если в Беларуси технику выпускают, значит, в России это точно кому-нибудь нужно.
Олег Кожемяко, губернатор Приморского края (Россия): «Нам интересна техника лесозаготовительная, сельскохозяйственная, то, что выпускает Беларусь. Она удобна тем, что приняты решения, которые позволяют сразу создавать сервисные центры – это очень удобно. Это мгновенный ремонт, обучение персонала».
Так, может, нужно просто переждать? Ведь если интеграцию пересматривают на высшем уровне, значит, можно рассчитывать, что и условия изменятся. Но производственники считают иначе: мы сами кузнецы своего счастья.
Александр Мошенский, председатель белорусско-российского делового совета: «Наша задача – решать барьеры на уровне какого-то непонимания, либо «вычитывать» вопросы и потом уже подавать их наверх, если они требуют политических решений. Но опыт научил стараться решать всё за столом переговоров. Поэтому однозначно ощущения того, что мы затаились, нет».
Что важно, форум хоть и шестой, на нём впервые – заседание национальных деловых советов. Это когда за стол переговоров садятся крупные производители и предприниматели. Не нужно строить иллюзий – с ходу всех проблем не решить, но их точно передадут тем, кто уполномочен это сделать. Форум регионов – это уже не только про то, как один губернатор с другим встретился. Функцию свести производителей и покупателей он, конечно, выполняет, но в этом костюме ему уже тесно. Если раньше о проблемных моментах в отношениях двух стран говорили, скорее, кулуарно, то в этот раз мало того, что открыто, так и пути их решения пытаются искать здесь и сейчас. То есть форум регионов стал политической площадкой – трибуной, с которой можно и нужно быть услышанным. Словом, проблематика форума регионов – не только регионального уровня. Тон задают сами главы государств. Не секрет: форум регионов – хоть и важный, но всё-таки повод, чтобы поговорить об интеграции в целом. Рабочая группа под руководством министров экономики двух стран – ей даже дали кодовое название «Орешкин-Крутой» – провела ревизию договора о союзном строительстве. Программа дальнейших действий согласована, но не на 100%. Выражаясь языком дипломатов, решения отдельных вопросов вариативны. Хорошо, конечно, когда есть выбор, но нужно же на чём-то останавливаться.
Владимир Путин на правах принимающей стороны берёт слово первым, но тут же выясняется: лидеры, не сговариваясь, коротко о главном. Правительства двух стран, ваш выход! Главы государств говорили не раз: уж слишком часто повторяется ситуация, когда чиновники из Минска и Москвы заходят в тупик и фактически складывают руки – дескать, вы – президенты, вам и решать. А что в итоге? Эта дата должна стать своего рода психологическим рубежом – дальше отступать просто некуда. Новый год ведь не начинают со старыми долгами. Тем более, когда речь о пересечении 20-летнего рубежа. И если уж говорить о некой эмоциональной составляющей этих переговоров – журналисты ведь любят подмечать детали – то ответить скептикам Александру Лукашенко легко.
Безусловно, есть у этой встречи и закрытая часть. Около часа Александр Лукашенко и Владимир Путин обсуждали перспективы союзного строительства. На пленарном заседании форума регионов оба президента появляются явно в хорошем расположении духа. Не всё ведь меряется деньгами. Так что экономическая повестка дня ловко сменяется гуманитарной. Ведь это то, что по-настоящему объединяет народы. В области культуры с белорусскими областями дружат семь десятков регионов России. Равный доступ к образованию для граждан двух стран обеспечивают 1 300 договоров. Да и откуда здесь взяться расхождениям у народов, чья история так тесно сплетена. И само место подсказывает: 75 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков совпадает с 75-летием снятия блокады Ленинграда. О том, что оба народа просто обязаны сохранить историческую правду, действительно говорят и Александр Лукашенко, и Владимир Путин. Это важно – и не только в стенах Союзного государства. А ещё спорт – Александр Лукашенко даже предлагает подумать: может, проводить соревнования мирового уровня совместно, работа с молодёжью – ведь это ей в будущем продолжать дело интеграции. Словом, за 20 лет сделано немало. Но может быть ещё больше. Договорённости президентов Беларуси и России обычно столь резонансы, что люди, приближённые к переговорам, не спешат раскрывать детали. И всё же подтверждают: программа дальнейшей интеграции согласована на 80%, и именно в 20 оставшихся, как говорится, вся соль.
Дмитрий Крутой, министр экономики Беларуси: «Президенты ещё раз подтвердили именно эту цифру. Обменялись принципиальными соображениями. Внесли инициативы. И поручили отработать. Конечная дата – 8 декабря. Чтобы были готовы – сама программа, дорожная карта и принципиальные соглашения, которые позволят текущие вопросы решить. В первую очередь – по газу».
Из этого следует, что партнёры всё-таки решили совместить принятие стратегии с тактикой по ликвидации нерешённых вопросов. Собственно, об этом в последнее время и говорил Александр Лукашенко. Так что работа по сближению переговорных позиций продолжается. Кропотливая, не всегда благодарная – потому что быстрые результаты – редкость. Но ведь кто-то должен её выполнять.
Подписывайтесь на нас в Telegram