Завоевывать рынки и блюсти свои интересы. Стратегию развития нефтепереработки обсуждали сегодня в Новополоцке, в ходе визита Президента Беларуси Александра Лукашенко на одно из основных нефтеперерабатывающих предприятий страны – «Нафтан».
Представьте себе 20-этажный дом, но без стен и крыши, а вместо лестничных пролётов и квартир – лабиринт труб. Это и есть установка АТ-8 – новое слово в работе «Нафтана». В этом хитросплетении света белого не видно, а потому даже в жаркий полдень здесь горят фонари.
Виталий Данишевский, начальник установки АТ-8 предприятия «Нафтан»: «На данном объекте реализован монтаж более 5 тысяч километров технических трубопроводов, и их плотность такова, что приходиться днём включать искусственное освещение».
Это чудо нефтеперерабатывающей техники возвели практически с нуля. В едином комплексе заключены три этапа обработки углеводородов. Всё автоматизировано и скрыто от посторонних глаз. Процесс сложный, но интересный. Если пытаться объяснить, что называется на пальцах, то вот что происходит внутри. Нефть попадает в узел похожий на печку, где её нагревают до 371 градуса. Ошибка хотя бы в пару градусов чревата. Дальше нефть делится на фракции и по трубам уже бежит бензин, дизель, керосин, мазут. Потом из бензина выводят газы, а их в свою очередь перерабатывают в новое сырьё. Это и есть главная изюминка технологической новинки.
Виталий Данишевский, начальник установки АТ-8 предприятия «Нафтан»: «Пропан, бутан, изобутан, это действительно современные виды нефтепродуктов, будущее именно за ними. В Европе высокая стоимость на эти виды сырья и продукции, они используются в бытовом хозяйстве для заправки баллонов, зажигалок, а так и в качестве компонентов нефтехимии».
Добавить сюда сокращение энергозатрат на треть и вырисовывается вполне себе перспектива. В общем, и Президенту не стыдно показать. Мощность установки составляет 750 тонн нефти в час, а это больше 10 железнодорожных вагонов. Это сердце предприятия, но сейчас оно не бьётся. Из-за некачественной российской нефти, благо до «Нафтана» она не успела дойти, установку ввели в состояние искусственной комы. Словом, пациент ни жив, ни мёртв.
И вот вопрос: а не подрезали ли крылья птице, что собиралась так высоко взлететь? Сырья не хватает. И не только «Нафтану». Ведь вся нефтехимия страны так или иначе завязана на поставках из Новополоцка. Требование Президента – подойти к вопросу компенсации убытков из-за грязной российской нефти по-деловому. Не нужно чужого, но важно не упустить своего.
Вообще, масштабы и «Нафтана», и изменений на нём таковы, что просто пройтись по территории завода невозможно. Он словно город в городе. Через окно автобуса Президенту показывают и строительную площадку, которая вскоре станет ещё одной технологической новинкой «Нафтана».Установка замедленного коксования. Пусть название не пугает.
Если совсем просто: то, что раньше считали отходами превратят в дополнительный доход. Каждый день на стройплощадке более 600 человек, чтобы в скором времени предложить рынку нефтехимии новые продукты.
Игорь Батурин, начальник установки замедленного коксования предприятия «Нафтан»: «Установка позволит увеличить выход светлых нефтепродуктов, бензинов, дизельного топлива, а также позволит получать новый для Беларуси продукт – это нефтяной кокс, который будет востребован на рынках тепло-энергетической и цементной промышленности».
Для нефтехимической отрасли остановиться в развитии – смерти подобно. За последние два десятка лет на «Нафтане» модернизация по сути и не прекращалась. Заканчивалась одна программа – тут же запускали следующую. Сейчас на заводе реализуют, пожалуй, самый амбициозный проект. И дело не только в деньгах, хоть он и стоит полтора миллиарда долларов. Цель максимум – довести глубину переработки нефти до 90%. Это поставит «Нафтан» вровень с гигантами отрасли далеко за пределами страны.
Принцип такой: больше светлых нефтепродуктов (те же бензины), меньше мазута. На предприятии считают: за нефтехимией будущее. Взять, к примеру, дизельное топливо: во-первых, его активно продаёт прямой конкурент – Россия, а во-вторых, мир находится в постоянном поиске альтернативных источников энергии.
Перспективы предприятия понятны, но не сидит ли вся область на нефтяной игле? Конечно, без «Нафтана» не было бы Новополоцка, но если подходить к вопросу глобально, то предприятие – это половина всей промышленности Витебской области и 10% от промышленности страны. То есть бесперебойная работа «Нафтана» это гарант стабильности всей области? А если гиганта нефтехимии потрясывает, значит, шторм по всему региону? Так быть не должно.
Модернизация нефтехимического комплекса не панацея. И всё же, переоценить её значимость сложно. Разговор о будущем белорусских НПЗ продолжили на совещании с руководством отрасли, тем более эти люди, инициаторы технологической перестройки.
Президент просит не забывать и о добыче собственной нефти. Да, её не много, всего лишь около двух миллионов тонн в год. Но качество не вызывает нареканий, а значит, это можно считать одним из перспективных направлений.
К слову, о качестве белорусского топлива, продукцию «Нафтана» даже пытаются подделывать, выдавая покупателям фиктивные документы якобы от имени завода. Не зря ведь говорят: сарафанное радио работает лучше любой рекламы.
Президент настаивает: важно видеть перспективу хотя бы на десяток лет. Если хочешь идти в ногу со временем – нужно бежать. Но сперва необходимо завершить модернизацию обоих нефтеперерабатывающих заводов, чему не способна помешать даже грязная российская нефть.
Судьбу белорусских НПЗ Президент называет, в том числе, важным политическим вопросом. Ведь эти заводы – основа национальной экономики. В конце концов без топлива никуда, а конкуренция на этом рынке честностью никогда особо не отличалась.
Итак, в Мозыре модернизацию закончат не раньше середины следующего года, Новополоцк выйдет на финишную прямую до конца 2019 года. Что же касается направлений, то решено, что Мозырский завод будет развивать топливное, а «Нафтан» сделает ставку на нефтехимию. А это значит, что впереди новый раунд модернизации. Все эти важные вещи Президент решил сам донести до сотрудников предприятия. Конечно, весь десятитысячный коллектив не собрать. Но, как говорят, равнодушные люди на «Нафтане» не работают. Да и чего скрывать, у завода мощная социальная поддержка: своя поликлиника, больница, детский лагерь. Это привязывает к заводу порой даже больше зарплаты. При этом Александр Лукашенко в какой-то мере успокаивает людей, мол, если и ходят слухи о возможной продаже нефтеперерабатывающих заводов, то это дым без огня.
В общем, со стратегией определились, дальше будем вырабатывать тактику, свою для каждого предприятия. Так что в Новополоцке сегодня во всех смыслах было жарко. А если серьёзно, да, независимость не купишь, сколько бы не стоил баррель нефти. Но ведь и ходить с гордо поднятой головой как-то проще, когда карманы не пусты.
Подписывайтесь на нас в Telegram