Общенациональное телевидение

Когда падают листья…

Читать на сайте ont.by

В пятницу, 6 ноября, в Минске торжественно открылся XXII Международный кинофестиваль «Лiстапад». В этом году он посвящен 120-летию мирового кинематографа. Фестиваль проходит под патронажем Президента. Как всегда на церемонии, от его имени вручается специальный приз «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве». В 2015 году награду получил народный артист России режиссёр Вадим Абдрашитов, возглавляющий жюри фестиваля в этом году.

Девиз «Лiстапада» – фраза французского режиссёра Франсуа Трюффо «Удовольствие для глаз». Создать его для белорусского зрителя попытаются 184 картины из 60 стран. Под стать размаху фестиваля и специальный гость – великая французская актриса и начинающий режиссёр Фанни Ардан. Как известно, мадам не любит давать большие интервью, но для обозревателя ОНТ Александра Матяса она всё же сделала исключение.

С обложки книги французское «Le plaisir des yeux», на афишах белорусского «Лістапада» уже как «Асалода для вачэй». Автора девиза 22-го фестиваля в его дирекции не скрывали. Это Франсуа Трюффо. Один из режиссёров легендарной «новой волны», открывший миру до сих пор первую «femme fatale» (роковую женщину) экрана.

Александр Матяс, корреспондент: «Bonjour, madame!»

Фанни Ардан, актриса, режиссёр (Франция): «Bonjour!»

Александр Матяс: «Есть у нас обычай – встречать гостей хлебом-солью. Однако, узнав о ваших кулинарных пристрастиях, баночка маринованных огурцов от моей тёщи… Кушайте с удовольствием!»

Александр Матяс: «Что в понимании музы Трюффо “Удовольствие для глаз”?»

Фанни Ардан: «Ветер в листве деревьев… Свет в сумерках… Видеть женщину или мужчину, которые пытаются догнать автобус… И, конечно, оказаться в полумраке, в зале. И вам рассказывают киноисторию».

Александр Матяс: «”Соседка”, “Восемь женщин”, “Каллас навсегда” – это классика. А накануне посмотрел “Лучшие дни впереди”. Вам как комфортнее: блондинкой или брюнеткой?»

Фанни Ардан: «Мне никогда некомфортно. Знаете, когда ты актриса, то, конечно, меняешь парики, платья, манеры. А нутро-то остаётся. Оно только твоё».

На XXII «Лістападзе» своё кино представляют 60 стран. Дебют – у Вьетнама и Кубы. Основные на фестивале, само собой, конкурсные показы. За гран-при в шести программах сражаются игровое и документальное кино, анимация, а также целые национальные киношколы. К примеру, чешская.

Александр Матяс: «Поговорим о фильме “Навязчивые ритмы”. Он в конкурсе “Лістапада” – “Молодость на марше”. Считаете себя начинающим режиссёром?»

Фанни Ардан: «Я сделала пока два фильма: “Прах и кровь” в 2009-м и “Навязчивые ритмы»” два года назад. Думаю, режиссура – это всё-таки моё ремесло».

Александр Матяс: «За камерой вы тиран? Либо всегда помните о том, как актриса Ардан стояла перед Трюффо, Антониони, Озоном?»

Фанни Ардан: «Я по натуре очень настойчивый человек. И если чего-то хочу, то я это получаю».

Александр Матяс: «Это заметно по вашим киноролям…»

Фанни Ардан: «Для меня быть актрисой – это быть открытой миру. Вот я! Делайте со мной всё, что хотите! Конечно, мне, как режиссёру, приятно работать с такими же».

Александр Матяс: «В “Навязчивых ритмах” в одном из эпизодов Жерар Депардьё. Он недавно побывал в Беларуси. Делился впечатлениями?»

Фанни Ардан: «Жерар испытывает особые чувства к этой части Европы. Он, как и я, никогда не смотрел на Запад. Мы оба ценим славянскую музыку, литературу, людей».

Новое «Удовольствие для глаз» – это 184 картины. Сеансов на «Лістападзе» втрое больше. Пять кинотеатров столицы – «Центральный», «Москва», «Пионер», «Мир» и «Победа» – до 13 ноября открыты от рассвета до заката. И даже позже. Так, спецпроект «Полуночные страсти» начался 8 ноября в два часа ночи с запрещённой в российском прокате эротической «Любви» аргентинца Гаспара Ноэ.

Александр Матяс: «Как вам Минск? Его не редко за сталинскую архитектуру сравнивают с Парижем, османовским Парижем».

Фанни Ардан: «Я прилетела, уже было темно. И по дороге в гостиницу передо мной открылся этот широкий, великолепный проспект. Думаю, это последний настолько гармоничный пример городской застройки в Европе. А потом мы отправились в белорусский ресторан, где попробовали белорусскую кухню, где официанты были одеты в ваши народные костюмы – вот так за ночь я получила своего рода резюме о том, что такое Минск».

На календаре большого «Лістапада» ещё пять дней. 13 ноября семь международных жюри (они судят отдельно) скажут вместе, кто же лучший. Основной конкурс этого года наша страна пропустила. Так что надеемся на гран-при в документальном кино или в маленьком «Лістападзіке».

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by