Общенациональное телевидение

Кинохиту «Служебный роман» исполнилось 45 лет

Читать на сайте ont.by

Не роман со сладким, но все же. Если вкратце: она – властная начальница, как бы сейчас сказали, на любителя. Он – неприметный среднестатистический работник. Но если присмотреться, оба не те, кем кажутся. Ой, там такие страсти! Хотя не мне вам рассказывать. Вряд ли в стране найдется много тех, кто никогда не смотрел «Служебный роман». С наступлением нового года этой нетленке стукнуло 45. Как создавался фильм и благодаря каким тонкостям и деталям мы любим его все эти годы?


У этого платья, как и его хозяйки, такая безупречная репутация, которую уже давно пора скомпрометировать. 45 лет назад именно оно стало для «мымры» Калугиной тем самым нарядом Золушки, который до сих пор впечатляет ни одно поколение женщин. Действительно: умереть – не встать.

Гардероб персонажей для Рязанова всегда был таким же инструментом, как и тщательно прописанные диалоги. Каждого героя и сейчас можно узнать лишь по тому, как костюмчик сидит. Хотя превратить прекрасную Фрейндлих в невзрачную чиновницу – та еще задача. В доме костюма и реквизита на «Мосфильме» режиссер пересмотрел десятки поношенных юбок и пиджаков. Выбрал то, что уже давно пылилось в запасниках. Образ старомодной начальницы дополнили очки в толстой оправе, которые случайно оказались у оператора. А вот знаменитое платье в клетку – шили на заказ.

Алла Оленева, художник по костюмам, заместитель начальника дома костюма и реквизита киностудии «Мосфильм»: «На тот период, конечно, это модная модель, если можно так выразиться. Но во всяком случае, для того, чтобы придать элегантность героине, было пошито такое платье. В то время все костюмы делались в пошивочной мастерской Мосфильма, и художник выбрала вот такую модель для того, чтобы героиню представить очень модно одетой».

И в невзрачных костюмах, и в легких платьях, с портфелями и авоськами все герои «Служебного романа» входили в кадр, а точнее в рядовое статистическое учреждение, через эти двери. Москва – тоже один из героев фильма. Парафию Калугиной снимали в историческом доходном доме на Кузнецком мосту. Сейчас здесь Федеральное агентство морского и речного транспорта. Не исключено, что преемник тогдашнего управления «Главрыба». Это, конечно, шутка. Рязанов был мастером тайных посланий – «пасхалок». И все вывески – тонкая сатира на «офисную» бюрократическую работу в СССР. Муравейник-«человейник».

Эльдар Рязанов, режиссер фильма «Служебный роман» (архив): «Можно было сделать двадцать отдельных кабинетов, где сидят статистики. Нам это было не интересно. Нам было важно, чтобы все эти перипетии происходили на людях, среди людей, чтобы вокруг были люди, которые подсматривают, подслушивают, сплетничают, участвуют, курят, едят, ставят чайники, меня очень интересовал быт, чтобы там были киоски, чтобы там чем-то торговали, курилки, где люди половину времени проводили, т.е. все должно было быть узнаваемо».

Все интерьеры статистического учреждения были построены в павильонах на «Мосфильме». Но Рязанов и там скрупулезно добивался правдоподобия. Сцена-марафет перед началом рабочего дня – его хитрость. Отсняв общий план, режиссер объявил перерыв, но оператора попросил камеру не выключать. Актрисы стали прихорашиваться, одалживая друг у друга косметику. Общий план получился очень убедительным. И Рязанов поставил его в фильм, как начало истории.

Декорациями ко всему, что происходило вне учреждения, тоже была Москва. Натурные съемки на крыше, куда убегает плакать Калугина. Эта роль, кстати, за другим зданием, не там, где знаменитый вход. Это крыша первого московского небоскреба, тогда такие дома называли «тучерезами». Сам вход в подъезд закрыт, но часть кованной ограды рассмотреть можно. Отсюда, например, до дома Калугиной – рукой подать.

Социальный статус всех героев фильма говоряще подчеркивался не только костюмами и деталями интерьеров, но и московскими адресами. Начальство – Калугину и Самохвалова Рязанов поселили в центре. Людмила Прокофьевна имела квартиру здесь – на Большой Никитской. В реальном директорском доме.  Новосельцев с детьми и секретарша Верочка ехали на работу с тогдашних окраин: метро «Новослободской» и «Чертаново», а Оля Рыжова добиралась из Подмосковья. Хотя кадры снимали в Москве, на станции с названием «Лосиноостровская».

Роль провинциалки Оленьки для коренной москвички Светланы Немоляевой – одна из любимых. Именно после нее актриса стала «нарасхват». А до этого восемь раз пробовалась в рязановскую «Иронию судьбы» – и все неудачно. А вот образ несчастной и беззащитной Рыжовой вышел настолько точным, что коллеги за трогательность и умение правдоподобно пустить слезу, прозвали актрису в шутку главным водопроводом театра имени Маяковского.

Еще одна, безусловная победа команды Рязанова – находки декораторов. Именно в «Служебном романе» снялась самая популярная бронзовая лошадь советского кино. Этот мамонт, как называл лошадь Новосельцев, активно снималась и у других режиссеров. В ее фильмографии – пять ролей. Вспомните хотя бы «Бриллиантовую руку». Сейчас бронзовая лошадь на реставрации. А вот еще, если можно так сказать, одна популярная артистка. У нее шесть ролей.  Скульптура мраморной красавицы, у ног которой Бубликов отвлекается на ножки красавиц настоящих. Через 7 лет ее оживили – в фильме Марка Захарова «Формула любви».

Кстати, недавно, скульптура о многом рассказала и сотрудникам «Мосфильма». Никакой бутафории. Италия, вторая половина XIX века, скульптор Паскуале Романелли.

Алла Оленева, художник по костюмам, заместитель начальника дома костюма и реквизита киностудии «Мосфильм»: «У нас есть сотрудник, музейный хранитель, которая просматривает все наши склады и выявляет подлинные исторические вещи и, соответственно, находит к ним описание, подлинную историю. В данном случае, вот эта скульптура – она настоящая, сделана из мрамора».

Только в 1978-м фильм Рязанова посмотрели 58 миллионов человек. Пересматривают его до сих пор. В прошлом году в Москве «Служебный роман» выходил в повторный прокат.

Многие телеканалы показали его и в эти праздничные дни. И пускай сейчас о Москве чаще говорят не город, а мегаполис, учреждения называются офисами, сотрудники клерками, костюм «мымры»-стилем «man like» – смеяться, плакать, влюбляться люди не перестают. В том числе, и на службе.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by