Принятие решение об отсутствии локдауна в первую волну коронавирусной пандемии было непростым, но оно основывалось на результатах многочисленных совещаний с экспертами. А подход к борьбе с COVID-19 в Беларуси не основывался на дилемме «люди или экономика» – люди всегда были в приоритете. Об этом в эфире программы «Марков. Ничего личного» заявил губернатор Гродненской области Владимир Караник [ с 11.06.2019 по 22.08.2020 министр здравоохранения Беларуси – прим. ред. ].
Владимир Караник: «Нас еще тогда обвиняли в том, что мы спасали не людей, а экономику. На самом деле, так вопрос никогда не стоял. Потому что и Президент не раз повторял, что основная задача – спасти людей. Основной вопрос стоял, как можно организовать спасение людей, не угробив экономику. Это первый постулат, который никогда не оспаривался. Мы не решили дилемму "люди или экономика". Люди всегда были в приоритете. Вопрос был, как организовать помощь так, чтобы, спасая людей, мы при этом дали возможность функционировать экономике. Второе заблуждение – что Президент принял волюнтаристское интуитивное решение, и мы пошли этим путем. Все забывают, сколько тогда было совещаний, сколько было обсуждений на уровне экспертов. Совещания были разного формата, но обсуждались все возможные сценарии, и обсуждались вообще пути реагирования на данную инфекцию. Мы изначально сказали и себе, и руководству страны правду. Респираторный вирус с длительным инкубационным периодом, с возможностью заражения до появления клинических симптомов, с достаточно высоким процентом скрытого носительства, распространившийся по двум полушариям, остановить невозможно. Это изначально было принято. И мы всегда говорили о том, что, планируя и разрабатывая мероприятия, мы не отвечаем на вопрос «если», мы отвечаем на вопрос «когда». Когда эта инфекция придет к нам – как будет организована работа. Во-вторых, очень внимательно изучались рекомендации ВОЗ. И Всемирная организация здравоохранения четко говорила, что локдауны не способствуют элиминации вируса из популяции, локдауны позволяют системе здравоохранения, когда она перегружена и потеряла свою работоспособность, вернуться в работоспособное состояние и обеспечить доступность медицинской помощи. Если мы не можем обеспечить доступность медицинской помощи для больных, для нуждающихся, мы принимаем меры для того, чтобы изолировать здоровых, чтобы снизить риск заражения. До тех пор, пока система здравоохранения не вернется в работоспособное состояние. Президент тоже не раз повторял, что, если бы потребовала ситуация, в течение 24 часов все бы находились по квартирам и режим локдауна соблюдался бы жестко. Как это, скажем так, умеют организовывать в нашей стране – четкое выполнений инструкций, рекомендаций, приказов. Такие планы тоже где-то в любом случае разрабатывались».
Владимир Караник подчеркнул, что в Беларуси были предпосылки для функционирования системы здравоохранения – можно сказать, страна была во многом готова к пандемии.
Владимир Караник: «Наша основная задача была обеспечить доступность медицинской помощи и не закрывать страну. У нас были немножко другие стартовые возможности, чем в той же Италии. У нас было большее количество коек, у нас были инфекционные стационары, где работали специалисты, которые обладали и обладают теми знаниями, которые позволяют из любой больницы сделать инфекционный стационар и разграничить потоки движения пациентов, чтобы больница не стала источником заражения. У нас была и есть санитарно-эпидемиологическая служба, которая обладает мощными лабораториями, потенциалом для проведения эпидрасследований. У нас были предпосылки, мы готовились заранее, а не констатировали, что система перегружена и потеряла свою работоспособность. Все это в теории звучало, рассчитывалось».
При этом бывший министр здравоохранения отмечает, какой груз ответственности лег на Президента, принявшего решение не идти по пути, который избрали многие другие страны.
Владимир Караник: «Принять это решение и пойти своим путем – с одной стороны, конечно, греет цитата Шарля де Голля: "Выбирайте самый трудный путь и там вы не встретите конкурентов". Но мы понимали, что, если мы пойдем тем путем, как пошли все, и что-то пойдет не так – у нас будет возможность развести руками "все же так, имелись проблемы, но мы не уникальны". Пойти своим путем – это фактически не иметь права на ошибку. И то, что Президент принял это решение, взял всю ответственность на себя, он фактически развязал нам руки и позволил заниматься сугубо своим делом, организацией медпомощи, перепрофилированием коечного фонда, управлением потоков пациентов, организацией средств защиты. То есть мы занимались своей работой. И мы понимали, что ответственность и за нас, и за страну, и за все решения, которые принимаются, несет Президент. Наверное, чего стоило это решение, какой груз ответственности он за те дни, в эти месяцы, нес на своих плечах, знают только те люди, которые были рядом. У многих как бы легкое отношение к инфекции – никогда у него не было легкого отношения к инфекции, он всегда осознавал опасность. Но основная задача была не допустить паники. Тогда панику мы наблюдали во многих странах. Поэтому мы, как могли, успокаивали население. Вторая задача – не допустить перегрузки системы здравоохранения и по возможности обеспечить функционирование экономики».
Подробности смотрите в программе «Марков. Ничего личного».
Подписывайтесь на нас в Telegram