Общенациональное телевидение

Какой Беларусь была, какой стала и главное – какой будет: по следам большого интервью Александра Лукашенко крупнейшим российским СМИ

Читать на сайте ont.by

После выборов прошел месяц. Получилось так, как Президент ранее и обещал: до голосования было интересно, а после – еще интереснее. Какой Беларусь была, какой стала и главное – какой будет. Ответы на эти вопросы искал Игорь Тур по следам большого интервью Александра Лукашенко крупнейшим российским СМИ.


Интервью Александра Лукашенко было долгим, содержательным, где-то резким и тотально откровенным. Настолько, что коллеги не удержались и ещё до эфира самые громкие цитаты разбросали по телеграмам и твиттерам. Естественно, всех для начала интересовало – что происходит в Беларуси?

 Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «В воскресенье – одна ситуация, в другие дни – другая. Но мы стараемся поддерживать бренды – чистота, аккуратность, спокойствие. Но иногда в воскресенье люди ходят по улицам». 

Вот сегодня у всех была возможность убедиться – они действительно ходят. Мотивы разные: одни хотят перемен, другие – выразить точку зрения, третьи гуляют, четвёртые не прочь подраться, пятые ими руководят. Уже говорили в эфире: если вам кажется, что вами никто не манипулирует – поздравляем, вы в руках профессионалов. Но политика – штука тонкая, кто управляет – не всегда можно сказать прямо. Ведь когда говорится о Литве, Польше или Украине, подразумевается не Литва, не Польша и не Украина. Или вот – Чехия. Ну сколько уже шуток было про «чешских кукловодов». А теперь напомним, что говорил Лукашенко после выборов. 

 «Чехия управляет» и «Из Чехии управляют» –  две большие разницы. Неужели непонятно, что «чешские кукловоды» – не чешские совсем? Вот у российских коллег, более искушённых в теме двуполярности планеты, тема эта шуток не вызывает. 

 Александр Лукашенко затем поясняет – пришлось усилить военный контингент на границе. Везде, кроме границы с Россией. И добавляет – «даже на украинском направлении». И вот это президентское «даже» позже сыграет чуть ярче. Но ещё деталь…

На будущее понадобится – в интервью? Или в переговорах с Москвой? Или в противостоянии с Западом? Или по всем пунктам? События в Беларуси развиваются не из-за Беларуси вовсе, и даже не из-за Лукашенко. Это разборки сильнейших игроков, и наша страна втянута в эту шахматную партию. Если бы не гроссмейстеры – ну кто без поддержки мог бы революционировать? 

«Немного подыгрывает» – это, на самом деле, не только лишь шутка. Как вообще работает анатомия протестов? Возможно, у девушек из штаба когда-то и были чистые мотивы. Но не получилось. И в момент, когда протест сдувается, кажется, что шансов нет – к тебе приходят люди. Говорят, мол, определённые силы готовы помочь, наши идеи схожи, мы поможем вам, а вы подыграйте нам. Из Минска, из Вильнюса, из Киева. Сколько было этих сделок с дьяволом? И с девушками ли нужно тогда решать вопросы? 

И логичный вопрос: а чего тогда хотят люди? Они же при всей «кукловодности» чего-то хотят. Всё просто, и об этом (сейчас выдадим военную тайну) в кулуарах ходят разговоры далеко не первый месяц. 

На конкретном примере – коронавирус. Решение не вводить карантин, которое не дало угробить экономику страны, десятков предприятий и тысяч семей, можно было принять только при диктатуре. Будь у нас с начала года власть парламентская – народные избранники удовлетворили бы панический запрос электората, даже понимая, что делают ошибку. В том числе потому, что парламентское решение – это размытая ответственность. Скажем, 60 голосов «за», 50 – «против», решение принято, а кем конкретно – тайна. И персональной ответственности за губительный карантин никто не несёт. А диктатура – это когда лично отвечаешь за каждое решение. Много таких желающих взять такую ответственность – и не ради власти, а ради народа.

Но сначала – обновление Конституции, причём будет оно достаточно радикальным. До этого времени – никаких шараханий. Само собой, спрашивали у Александра Лукашенко и о его выходах ко Дворцу Независимости с автоматом в руке. Очевидно, так Президент показывал, что не боится и страну не покинет. 

То же самое касается и жёсткой риторики Президента относительно забастовок на предприятиях. Хотите, мол, бастуйте, но в свободное время. Если остановите завод – ищите новую работу. Вот, например, что было по Солигорску. И тогда слова того самого Мазепина (белоруса, кстати), призывающего создать в стране некий Комитет народного спасения, звучат чуть по-другому. Не Беларусь он спасает, а собственный капитал. И таких, переобувшихся ради денег, оказалось немало.

Случайно или намеренно Александр Лукашенко говорит – «если будет президентская республика»? Внимание обратили, пока – без комментариев. Иногда нужно время, чтобы разобраться. Вот история с «вагнеровцами», тоже ведь было много шуток. Но на самом деле – это ведь не смешно. И вот на следующий день после этого интервью в Киеве бывший глава офиса Зеленского выдаёт сенсацию: история с «вагнеровцами»  – это провалившаяся спецоперация Службы безопасности Украины в партнёрстве с США. Разрушил её звонок человека из ближайшего окружения Зеленского – то ли сам, то ли завербован. И эта история тоже станет понятнее позже – Лукашенко признаётся, что всего не знает. Хотя белорусский лидер готов говорить откровенно. Мол, в своё время Россия отказалась от интеграции по банальной причине: боялись, что это Лукашенко так планирует получить Кремль. 

Что же касается будущего суверенной Беларуси, Александр Лукашенко тоже всё понимает. Но понимают ли всё те, кто чего-то требует? Если бы Лукашенко сейчас ушёл, вымылись бы люди со средними доходами. Кто-то начал бы зарабатывать много, другие (даже не так – многие) – упали бы в доходах ниже 200 долларов. На выравнивание ушли бы десятилетия. Кому-то это действительно выгодно, для кого-то это действительно перемены. Но большинство ли это?

Протест в Беларуси, и правда, сдувается, но это – лишь прелюдия. Основная цель – Россия и её выборы в Государственную думу. Выводы можно будет сделать не раньше, чем через год. И Лукашенко точно что-то знает. Но всему своё время. Жаль только, что терпения хватает далеко не всем. Те, кто не за Лукашенко, – допустите вероятность того, что он, как и с коронавирусом, оказался прав. Но чтобы это доказать, пришлось принять агрессию, предательства, оскорбления и недоверие части своего народа.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by