Красные комбайны на нивах с надписью «Полесье» уже так привычны, что мы даже думаем, что так было всегда. Старожилы помнят комбайны «СК-5 Нива», «Дон» – в Советском Союзе они бороздили зерновые поля. Но 30 лет назад большая страна перестала существовать, и стало понятно, что без своей техники аграрной Беларуси не вытянуть.
25 лет назад, в таком же августе, на поле Ветковского района приехал Президент. Казалось, эта рабочая поездка связана с жатвой, и не более. Но тогда это был исторический момент – на поле представили первый белорусский комбайн. «Полесье-Ротор». С него началась эра «Гомсельмаша» как производителя не только кормо-, но и зерноуборочной техники.
Тогда был риск, время проб и где-то ошибок. Сегодня – есть результат.
На вопрос, какой главный экспонат в вашем музее, на «Гомсельмаше» ведут сразу сюда. Вот она – уменьшенная копия легендарной машины. Макет первого белорусского зерноуборочного комбайна
«При создании сложных машин всегда бывают проблемы, но они решались на ходу, очень быстро, оперативно, даже ночью. Надо было что-то делать – ночью делали, утром машина уже была в поле. То есть в таком режиме работали, как в военное время».
1996 год. После распада Союза Беларусь только-только поднималась из руин. Заново создавалась экономика. Надо кормить народ, но чем убирать поля? Купить технику? Так лишних денег нет, да их и вообще не густо было. Так родилась идея сделать своё.
Александр Шантыко, директор научно-технического центра комбайностроения предприятия «Гомсельмаш»: «Производство в Российской Федерации было, но оно было в стадии развала, и нам РФ тогда отказала в поставке этих зерноуборочных машин. Безусловно, можно было купить машины в Германии, Америке, но это серьезное отвлечение валютных средств, и строить основу продовольственной безопасности, используя в основе импорт, это абсолютно неверно».
Комбайны в Гомеле выпускали, правда, кормоуборочные, а не зерновые. Но все равно пришлось начинать с нуля. За основу взяли универсальное энергосредство – и уже его обвешивали навесными агрегатами. Новый комбайн назовут «Полесье-Ротор». Когда приедут в поле на первые испытания – здесь же устроят соперничество. Наш – против российского «Дона».
«Сельмашевцы» умышленно пустили в загонке «Дон» далеко вперед. «Полесье-Ротор» шел за ним сзади на одной скорости. Но Президент дал отмашку, гомельский комбайн прибавил скорость и быстро догнал «Дон». Затем было сравнительное испытание на маневренность. И здесь на поворотах, несмотря на критику оппонентов, «Полесье-Ротор» не уступил ростовчанину.
Президент вспомнит то самое соперничество и первый выезд первого белорусского комбайна. Вот он – тот самый железный красавец.
Так началось производство дефицитной в то время техники – на поля отправились первые 3 000 машин. Пока одни жали, другие конструировали. Модельный ряд бренда «Полесье» обновлялся – жатка становилась шире, а пропускная способность – выше.
Александр Конопацкий, заместитель генерального директора предприятия «Гомсельмаш»: «Мы тогда пошли по своему пути, сохранили кадры, и что, как мне видится самое главное, мы сохранили ключевые компетенции. То есть мы смогли сохранить технологию, на протяжении 25 лет эта технология развивалась, и сегодня каждый год сходит с конвейера принципиально новая, уникальная в своем роде машина».
Такая, как КЗС-2124 – в народе «суперкомбайн». Самая габаритная, самая мощная в стране. 45 тонн зерна в час – абсолютный рекорд. «Интеллект», система мониторинга урожайности, gps-навигация – одним словом, компьютер на колесах.
Дмитрий Шкварков, начальник сборочно-сдаточного цеха предприятия «Гомсельмаш»: «Производство становится более совершенным, рынок от нас требует собирать не одну модель машины, а разнообразие, чтобы как-то конкурировать на рынке».
Для Виталия, который устанавливает на комбайны гидравлику, каждая машина словно собственный ребенок. Переживает, душа болит, ведь современная машина – механизм сложный.
Виталий Пасюкевич, слесарь холдинга «Гомсельмаш»: «Результат работы – допустим, когда машины сразу отправляются на поле, как у нас было, видишь, что машина едет, гордость чувствуешь за то, что не поломалась, выехала и все хорошо».
Именно так началась история зерноуборочного комбайна КЗС-3321. Он уже в поле, но пока проходит тестовый период. Это модель будущего. Более мощный двигатель – и машина еще производительнее. Особенно на участках с высокой урожайностью.
А вот эта инновационная модель – КЗС-4118 – вообще не имеет аналогов в мире. Двигатель работает на недорогом и экологически чистом газовом топливе. Вместо бака – баллоны. На такой машине и затраты ниже.
Андрей Суздалев, механизатор птицефабрики «Рассвет»: «Отличный комбайн, мощности много, и экономичный насчет топлива».
Дмитрий Калугин, главный агроном птицефабрики «Рассвет»: «Разницу мы подсчитывали, за один день работы экономия на топливе идет в районе 340 рублей с одного комбайна».
Попробуем подсчитать в разрезе всей страны. В Беларуси на уборке этого года заняты 7 000 комбайнов. Допустим, каждый десятый будет – тем самым, «газовым». Его экономию умножим на 700 и получим чистую выгоду в почти 240 тысяч рублей в день! 2,5 дня работы – и это уже новый дополнительный комбайн!
С начала года «Гомсельмаш» произвел около 1 500 машин. Никаких шаблонов – только индивидуальный подход. Маленькие, большие, мощные и не очень – в линейке 11 моделей и 75 модификаций.
Здесь готовы подстроиться под любые, даже самые сложные, условия уборки и предложить покупателю технику на любой вкус.
При этом многие новые модели пока существуют только на бумаге. Точнее, в 3D-формате. Эта зерноуборочная машина должна заменить одну из базовых версий и стать самой продаваемой на заводе. Мощный двигатель, двухбарабанная система обмолота и еще десяток функций, которые сделают комбайн самым производительным и быстрым.
Дмитрий Иванов, ведущий инженер-конструктор холдинга «Гомсельмаш»: «Мы смотрим на зарубежные аналоги, и мы всегда стремимся к лучшему, то есть у нас есть цель, есть отзывы наших потребителей, мы их слышим, и мы стараемся соответствовать и шагать в ногу со временем».
К тому же технологии зашли настолько далеко, что сегодня новую модель вовсе не обязательно «обкатывать». Достаточно провести виртуальные испытания. Специальная программа сама рассчитает и обмолот, и систему очистки, и даже подскажет, как ускорить выгрузку зерна. Умная система инженерного анализа.
Алексей Вырский, заместитель директора научно-технического центра комбайностроения холдинга «Гомсельмаш»: «Все эти задачи решаются без выезда в поле – без выезда в поле и без изготовления опытных образцов, без различных затрат, связанных со временем и т.д., то есть решение находится на компьютере».
А вот в серийном производстве без испытаний уже не обойтись. Каждая машина проходит вот такой детальный тест-драйв. Так, своими руками, а иногда и ушами, выявляются даже самые незначительные недостатки.
Степан Дюльгер, водитель-испытатель холдинга «Гомсельмаш»: «Каждый комбайн по-своему имеет душу, так скажем, каждый комбайн работает совсем по-другому. Молотилка работает – я уже по слуху слышу, что вот она как часики работает, если какой-то малейший звук лишний, то уже сразу на слухе отражается».
От обычного завода до крупного холдинга. Сегодня агротехника под брендом «Полесье» перестала быть экзотикой даже на Африканском континенте. Дилерские и технические центры, торговые дома и совместные предприятия расположились от Дальнего Востока и Китая до Аргентины и Бразилии.
Евгений Меженный, заместитель директора центра продаж и сервиса холдинга «Гомсельмаш»: «В Аргентину комбайн двигается сразу, получается, железнодорожным транспортом, с перегрузкой в морских портах, с перегрузкой и выгрузкой потом в портах Буэнос-Айреса, с перевозкой автомобильным транспортом».
В условиях глобального экономического спада, вызванного пандемией, «Гомсельмаш» не только сохранил экспортные поставки на традиционные рынки, но и открыл новые. Впервые отгрузив комбайны в Зимбабве и Армению.
Павел Тиличенко, заместитель директора центра маркетинга и рекламы холдинга «Гомсельмаш»: «Когда в конце прошлого года формировался производственный портфель заказов на 2021 год, многие скептики говорили, что мы не потянем такой объем, не хватит мощностей, не найдем рынков сбыта. Тем не менее, у нас только за первое полугодие произошло увеличение продаж на 300 машин».
А на предприятии думают и о более далекой перспективе. После ввода АЭС стране, возможно, понадобится комбайн с электродвигателем и батареей, которая будет непрерывно работать в течение дня. Беспилотники? Почему бы и нет. Главное не сомневаться, как и 25 лет назад.
Подписывайтесь на нас в Telegram