Экономический рост и повышение зарплат, несмотря на по-прежнему сложные внешние факторы. В 2023 году ВВП Беларуси будет расти темпами выше среднемировых! Экономика страны адаптировалась к новым реалиям. Тенденции уже года нынешнего – положительное сальдо, замедление инфляции, стабильность на валютном рынке. При этом спрос на продукцию отечественных производителей в будущем только увеличится, о чем свидетельствует растущий портфель заказов. Что еще обеспечит выполнение прогнозных показателей и почему нынешняя бездна украинской экономики – пример того, к чему могли привести Беларусь события 2020 года? Об этом и не только рассуждает экономический аналитик Георгий Гриц. Четкий взгляд на сложные процессы в рубрике «Точка зрения».
Александр Лукашенко подписал два указа об основных направлениях денежно-кредитной политики и важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2023 год. Таким образом, утверждены основные документы, которые содержат целевые ориентиры для белорусской экономики на будущий год.
Главные цели, которые поставлены перед правительством, оказались аналогичны тем, что озвучил еще в конце октября премьер-министр Роман Головченко:
- ВВП – рост на 3,8%;
- реальные денежные доходы населения – рост на 4,1%;
- инвестиции в основной капитал – рост на 22,3%;
- экспорт товаров и услуг – рост на 5,5% (до $47,7 млрд).
Следует отметить, на 2022 год Глава государства поставил задачу выйти как минимум на уровень 2021 года. IV квартал покажет, насколько правительство справится с этой задачей. А пока Минэкономики объясняет отрицательную динамику ВВП тем, что в первом полугодии не все поставки товаров, экспорт которых оказался затруднен из-за санкций, удалось оперативно перенаправить на другие рынки.
Однако ситуация исправляется. За 10 месяцев с ростом к прошлому году сработали предприятия Минпрома (на 6,5% больше), деревообработки (6,9%) и концерна «Белгоспищепром» (2,4%). Как следствие, положительное сальдо внешней торговли по итогам за этот период составило $4 млрд, достигнут максимальный за последние 10 лет уровень. С учетом, что промышленный комплекс формирует почти 1/3 ВВП страны и около 80% экспорта товаров, эти данные вселяют определенный оптимизм.
Инвестиции должны стать главным локомотивом экономики и пойдут по трем главным направлениям: строительство жилья, инфраструктура, а также инвестиционные проекты и техническое переоснащение. Только в создание и развитие инфраструктуры в регионах страны планируется инвестировать порядка 8 млрд руб. А в новые инвестиционные проекты, а это означает в новые рабочие места, – порядка 30 млрд.
Для выполнения этих без сомнения напряженных планов есть неплохой задел. Назову только 5 причин, хотя объективно их значительно больше.
Во-первых, в Беларуси впервые с 1991 года в октябре зафиксирована дефляция. Правительство «научилось» управлять ценами, что вселяет оптимизм в части достижения целевого показателя по данному параметру в пределах 7-8%.
Во-вторых, Совмин одобрил проект Межправительственного соглашения с Россией о единой промышленной политике. Не дожидаясь официального утверждения данного соглашения, российская сторона выделила Беларуси кредит на импортозамещение в размере 105 млрд российских рублей. Заемные средства пойдут на финансирование совместных проектов на территории Беларуси.
В-третьих, увеличение выпуска продукции АПК. Что создает базис для дальнейшего роста экспорта продовольственной продукции и в 2023 году.
В-четвертых, первый энергоблок БелАЭС уже выработал более 9,5 млрд кВт.ч электроэнергии. С вводом второго – его общая готовность превысила 97% – ставится задача увеличить электропотребление во всех сферах экономики, а также населением.
В-пятых, с российского рынка ушли многие зарубежные игроки. В связи с этим перед целым рядом отраслей открылась реальная возможность занять освободившиеся ниши.
А как же обстоят дела у наших оппонентов в странах так называемого «коллективного Запада»? За основу анализа возьмем ноябрьский доклад Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). «Глобальная экономика сталкивается с серьезными вызовами. Импульс к росту потерян, в то время как инфляция оказалась устойчивой, доверие снизилось, а высокая неопределенность сохраняется. Отмечаются растущие дисбалансы в мировой экономике. В 2023 году на долю крупных азиатских рынков придется примерно 75% роста глобального ВВП. В свою очередь, рост ВВП США и еврозоны в 2023 году составят соответственно 0,5% и 0,3%. В целом прогноз роста мирового ВВП на 2023 год ожидается на уровне 2,2%», – говорится в докладе.
Таким образом, прогнозные показатели белорусской экономики превышают не только «западные» страны, но и в целом мировые.
Ну и в заключении некоторая статистика по Украине. Она дает определенную оценку того сценария, который был уготовлен Беларуси в случае реализации деструктивных планов т.н. оппозиции в 2020 году.
По оценкам Всемирного банка, ВВП Украины рухнет на 35% в 2022 году. Треть населения Украины, составляющего 44 млн человек, уехала из страны после начала российской спецоперации. Прогнозируется, что число украинцев за чертой бедности (менее $6,85 в день на человека) вырастет с 5,5% в 2021 году до 25% в 2022 году. Невосполнимые потери только среди военнослужащих ВСУ составили более 100 тыс. человек. Кроме трагедии в семьях – это и буквально катастрофа для рынка труда. В свою очередь, потребности в восстановлении социальной, производственной и инфраструктурной областях с официальной точки зрения составляет не менее $1,2 трлн, что более чем в 5 раза превышает ВВП 2021 года.
На этом фоне планы правительства Украины выйти на рост ВВП в 2023 году в 4,6% не вселяют оптимизм ни у украинцев, ни у западных «спонсоров», финансовые ресурсы которых также не безграничны. Сразу отмечу, что приведенная выше фактура показывает не столько амбициозность целевых показателей на 2023 год, как необходимость максимальной мобилизации всех имеющих ресурсов.
Подписывайтесь на нас в Telegram