Общенациональное телевидение

Как в Беларуси будет решаться проблема протезирования суставов: итоги совещания у Президента

Читать на сайте ont.by

В ближайшие месяцы белорусской медицине также предстоит серьезная работа над ошибками, в том числе и системными. И одно из самых сложных заданий в этом тесте, где Президент ожидает однозначное решение до конца текущего года, – полностью закрыть вопрос с протезированием суставов.


Проблема эта в Беларуси в последнее время действительно остра. Очередь на такой вид хирургического вмешательства исчислялся порой годами. Почему? Что скрывают неизвестные в этом уравнении? И как Минздрав после того, как его предупредили, намерен найти самый рациональный ответ?

Шаг за шагом через боль. Пройти за день удается лишь несколько сотен метров. В совокупности. Практически без движения в четырех стенах уже много лет. Свой диагноз Софья Драница называет приговором. Чтобы вернуться к нормальной жизни, нужны протезы двух коленных суставов. Борисовская ЦРБ. На свою главную консультацию она шла почти 7 лет. 

Как Софья Драница, в мучительном ожидании в стране почти 30 тысяч человек. И если врач 7 лет не может выписать направление на операцию, рецепты приходится выписывать Президенту.

Жесткая критика – разбор без анестезии. Но а как иначе? Ведь здоровье людей – не тема для спекуляций. На решение болевого вопроса чуть больше полугода. Распоряжение Президента – курс по оздоровлению отрасли, которой доверяют жизни. Оперативные решения уже приняты. Все та же Борисовская ЦРБ. За последние 10 лет объемы высокотехнологичных операций по протезированию здесь увеличили втрое. Около 150 в год. Будет больше.  

До недавнего времени здесь оперировали только тазобедренные суставы. У коленных – другая методика, она сложнее. Оборудование для таких операций в больнице есть – за последние два года практически полное переоснащение. Дело за освоением новых технологий.

Валерий Буткевич, заведующий травматолого-ортопедическим отделением Борисовской центральной районной больницы: «Эти операции не просто сложные, они высокотехнологичные, трудоемкие, энергоемкие и затратные. Так быстро доктора не подготовишь для протезирования, для этого тоже нужно время, мы, когда начинали в прошлом году, все проходили курсы на базе РНПЦ травматологии и ортопедии».

Сложными методиками протезирования в Беларуси владеют более двух сотен высококлассных специалистов. Понятно – большинство из них в Минске. Но ведь доступная медицина должна быть не только вовремя – везде и каждому. Столичные медики обучающий интенсив увеличили. В этом году специалистов станет больше еще на полсотни. Да, технологии идут в глубинку. Но только ли в них проблема?

Павел Волотовский, заместитель директора по лечебной работе РНПЦ травматологии и ортопедии: «Конечно, сложная ситуация. С одной стороны, мы имеем ковид, который немножко отложил наши темпы протезирования, дальше – логистические поставки 2022-го года, и третье – ажиотаж. Одна из частей постковидного синдрома – мы видим очень много асептических некрозов в головке бедренной кости, сустав разрушается. И именно с этим связаны большой ажиотаж, большой наплыв».

Так называемый наплыв в цифрах. За полтора года очередь на замену крупных суставов стала больше почти на 80%. Главный республиканский центр протезирования – РНПЦ травматологии и ортопедии. В ковидные времена его перепрофилировали. Травматологи помогали лечить коронавирусных больных, оперблоки были палатами интенсивной терапии. Сейчас под протезирование тазобедренных и коленных суставов отвели дополнительные операционные – 5 операций ежедневно. Идет подготовка к работе в две смены.

А чтобы повезло, случай должен быть тяжелым. Таких пациентов оперируют в первую очередь. К слову, замена сустава для каждого белоруса – бесплатная, будь то отечественный или импортный. Импортозамещение – как раз-таки самый резонансный момент в остром вопросе.  

Михаил Герасименко, директор РНПЦ травматологии и ортопедии, главный внештатный травматолог Министерства здравоохранения Беларуси: «Эта проблема существует во всем мире. Дело в том, что в течение двух фактических лет заводы, которые производят эндопротезы, фактически стояли. Эндопротез – это титан. Другие редкоземельные металлы, которые используются в напылении, в условиях несправедливой санкционной политики, которую проводят некоторые страны, к сожалению, нарушились логистические цепочки. И это повлекло за собой определенные сбои в поставке эндопротезов».

Налажены поставки из Китая и Индии. Но что скажут отечественные производители? Когда речь о здоровье нации, мелочей быть не должно, а независимость должна быть полной. Производство тазобедренных протезов освоили уже давно. Есть оптимистичный момент и по коленным. В технопарке БНТУ такой протез разработали, проверили на практике, организовали производство полного цикла и даже снизили себестоимость. Импортный стоит почти полторы тысячи долларов, отечественный – дешевле на треть.

Дмитрий Пиневич, министр здравоохранения Беларуси: «Наша основная задача – обеспечить искусственными суставами все центры в нашей стране. У нас – 46 центров, которые могут ставить суставы тазобедренные, 16 центров, которые ставят коленные суставы. Еще подчеркну важность импортозамещения, у нас уже есть отечественные поставщики, отечественный изготовители. Это является одной из мощнейших гарантий того, что будет поручение выполнено».

Отечественной медицине есть чем гордиться. За нее не стыдно. Это и разработки, и трансплантации, и материнство, и показатели младенческой смертности. Достойно сдали экзамен и по пандемии. Да, проблемы есть. Чтобы все гладко – ведь не бывает никогда и нигде. Но выписывать направления – разве это работа Президента?

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by