Вместе с боем курантов исполнится сорок лет со дня первого телевизионного показа фильма, который большинство наших соотечественников и не только традиционно смотрят 31 декабря.
«Ирония судьбы, или С лёгким паром» – кино, которое само стало традицией. Именно 1 января 1976 года миллионы телезрителей Советского Союза узнали, что в Москве и Ленинграде есть 3-я улица Строителей, где в доме 25 в 12-й квартире живут два одиноких человека.
Никто не знает точно, когда человечество изобрело баню. И традиция ходить туда с друзьями в канун Нового года тоже кажется вечной. Хотя народной, на самом деле, она стала всего сорок лет назад. После выхода фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Каждый год трогательный Женя Лукашин рассказывает об этом красавице Наде Шевелевой. И каждый год ему верят и сочувствуют миллионы зрителей, для которых и само это, выученное наизусть кино, стало органичной частью новогодней программы. Третья улица Строителей, дом 25, квартира 12. Всё это привычно и обязательно, как ёлка, оливье и мандарины.
Многие думают, что основные сцены культового фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром» были сняты в Ленинграде. На самом деле, типовые дома по типовому адресу Эльдар Рязанов нашёл в московском районе Тропарёво-Никулино на проспекте Вернадского. Вот в этой многоэтажке (см. видео – прим. ред.) по сценарию жила Надя Шевелёва. «Двушку» Жени Лукашина снимали чуть дальше, через четыре дома. Интересно, что прототипы «типового», ставшего анекдотичным, жилья были построены по экспериментальному проекту, реализованному всего в трёх зданиях на всю столицу. Сейчас это, конечно, ничем не примечательные панели, но тогда эти дома, говорят старожилы, выглядели новаторскими.
Квартиры в этих домах давали тем, кто стоял на очереди не менее 20 лет. Получая ордер на московском проспекте Вернадского ещё в 70-ых, никто и не знал, что становится обладателем теперь уже бессмертных, благодаря Рязанову, видов. Церковь Михаила Архангела была видна из окон Жени. На обычные многоэтажки смотрела каждый день Надя. Жители квартала, не имея возможности попасть к себе домой, следили за съёмками иногда по несколько часов.
В итоге тех, кто наблюдал за процессом, задействовали при съёмках натурных, уличных сцен. Помощники Рязанова тогда специально попросили жильцов пару вечеров держать свет в квартирах включённым, чтобы создать иллюзию новогодней ночи. Эти огни стали не только своеобразной декорацией, но и светом, который каждый год дарит надежду и героям, и зрителям на чудо и любовь.
Мягкий тембр тоже хорошо знаком и любим зрителями. Женщины не только когда-то стриглись и одевались «под Надю», но и тщательно старались копировать эти нотки. Народная артистка Валентина Талызина подарила польке, Барбаре Брыльске, говорящей с сильным акцентом, свой голос «неожиданно» для себя самой. По просьбе Рязанова. Всё получилось с первого дубля.
Валентина Талызина, народная артистка России: «Подошла к пульту, они сделали один крупный план, голос подошёл».
Эльдар Рязанов, кинорежиссёр: «Это была совершенно виртуозная, сумасшедшая работа, человек отказался от своего я, потому что нужно было уступить, это невероятный подвиг со стороны актрисы, я просто восхищён».
31 декабря мы впервые будем смотреть фильм без Эльдара Рязанова. Он ушёл за месяц до Нового года. В день похорон, в московском доме литераторов, где прощались с режиссёром, стояла уже украшенная ёлка. Мастер иронии и здесь остался верен себе: ожидание чуда, говорил он когда-то, всегда состоит из светлой печали и надежд. Надежд на то, что за расставанием обязательно будет встреча.
Подписывайтесь на нас в Telegram