Общенациональное телевидение

Как работали неинфекционные отрасли белорусской медицины во время пандемии COVID-19

Читать на сайте ont.by

Еще одна заслуга наших медиков – даже в самый острый период распространения COVID-19 система здравоохранения работала четко, слаженно, смогла переориентироваться на борьбу с вирусной угрозой без ущерба другим направлениям. 


Трактор «Белорус» в подарок, потому что это мечта. Обещал. Значит, не мог не привезти. Хотя, признается Олег Калачик – белорусский трансплантолог, чтобы купить игрушку, время чуть нашел. В Грузию из Минска вылетал экстренно. Из-за пандемии коронавируса еще и маршрут усложнился. В Тбилиси через Париж – когда еще такое будет! Но ситуация требовала безотлагательного присутствия белорусского специалиста.

Иоане 5 лет. У него отказала почка. Именно белорусский специалист провел пересадку органа в местном медицинском центре высоких технологий. Здесь знают, что именно белорусские трансплантологи по вопросам пересадки почки на постсоветском пространстве признаны экспертами. И такое сотрудничество с зарубежной клиникой  уже норма, и никакой коронавирус не помеха.  

Сандро Киладзе, врач-хирург Медицинского центра высоких технологий (Тбилиси, Грузия)«Белорусские коллеги дали нам настоящий толчок. Это огромный опыт, которым они поделились с нами. Мы теперь знаем, как проводить подобные операции. И отныне в нашей университетской клинике есть масштабная программа, которая призвана помогать и другим пациентам».

И пусть весь мир во время пандемии изолируется, для таких позитивных историй, где главные герои – белорусские врачи, место всё же остается. А как иначе, ведь на кону жизнь человека. 

Для Минского центра хирургии, трансплантологии и гематологии, где работает Олег Калачик, время пандемии оказалось не простым. Работа за последние десять лет здесь была отточена от и до. Хирург как раз один из тех, кто все эти годы непосредственно выстраивал всю систему. Кому же, как не ученику легендарного профессора, который ровно 50 лет назад провел первую в Беларуси пересадку почки. Казалось бы, опыта за 20-летний стаж хватает. Операции на потоке – в год только он проводит около 60, как часы работает донорская программа. Но новые условия – коронавирус – продиктовали новые условия. Пришлось перестроиться, и не зря.  

Олег Калачик, заместитель директора Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии: «Мы знали, что, если мы ее остановим, то начать сначала будет очень сложно. Это то, с чем сейчас столкнулись в Европе. Наши коллеги, которые в разгар карантина остановили работу, сейчас, несмотря на то что сейчас такие жесткие ограничения сняты, они начали работать, но выйти на свои мощности по объему оказанной помощи, которые были до, они не могут. Пациенты тут вообще попали в сложную ситуацию .Кто-то может не дождаться и не дожить до того момента, когда ему можно будет оказать эту услугу эффективно».

Люди с пересаженными органами очень уязвимы, у них низкий иммунитет. Потому в минском центре наладили предоперационное экспресс-обследование, чтобы COVID-19 от донора не попал к пациенту. Как итог – ни одного случая инфицирования. И, конечно, спасенные жизни.

Свою историю болезни Евгений Тимофеев рассказывает как-то слишком легко. Несмотря на то, что уже оказывался на волосок от смерти. Говорит: а чего унывать? Будешь позитивным – и орган приживется, и врачам работы меньше. Его почка отказала девять лет назад после банальной ангины. Пересадку сделали еще в 2012 году. В больницах с тех пор бывал только на обследовании. Но сейчас спустя восемь лет пошел сбой. Понадобилось лечение. Ждать, когда закончится пандемия, было нельзя. Да и закончится ли. Потому маску на лицо, чтобы поберечь себя, – и на лечение.   

Когда пошевелить пальцем – победа. Это про пациентов этого центра. В РНПЦ неврологии и нейрохирургии привозят самые сложные случаи – опухоль мозга, внутричерепные кровоизлияния, инсульты. У болезней нет выходных, и уж тем более они не будут ждать, пока пройдет карантин из-за пандемии. Пациентов здесь хватает всегда.  

Филигранные операции на мозге человека – это его, нет, не профессия, скорее призвание. Коллеги Юрия Шанько называют мастодонтом медицины. А пациенты спасителем. Нейрохирург дал шанс на жизнь сотням людей. 

В профессии более 30 лет. Но последние полгода, говорит нейрохирург, были особенно напряженными. Работа в центре, несмотря на пандемию, не останавливалась ни на один день. Операции, обходы – всё в штатном режиме. Практически. Меры всё же, чтобы обезопасить персонал и пациентов, приняли. Средства защиты, зоны изоляции. В итоге первую волну коронавируса прошли с достоинством. 

Юрий Шанько, заместитель директора Республиканского научно-практического центра неврологии и нейрохирургии: «Предположим, на фоне того же коронавируса или до него у пациента развивалось внутричерепное кровоизлияние, которое требовало принятие немедленных мер, конечно же, мы этих пациентов оперировали. Ничего страшного, видите, живы, выжили и мы, и пациенты. Если на какое-то небольшое время прекратить оказание плановой медицинской помощи, то, как правило, эта плановая медицинская переходит в экстренную». 

И конечно, даже тогда врачи будут бороться за здоровье пациента. Ведь в этой профессии случайных людей нет. Им не важен пол, цвет кожи или политические взгляды больного. Ценна сама жизнь. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by