Россия готовит новый план социально-экономического развития, который поможет стабилизировать ситуацию не только внутри страны, но и поддержать тесно связанные с ней экономики.
Падение цен на нефть и ослабление курса национальной валюты могут компенсировать развитием собственного рынка, реальным импортозамещением и заметным сокращением бюджетных расходов. Правительству дана неделя на подготовку антикризисной программы. А финансовые эксперты пока гадают, есть ли дно у рубля.
Нефть, которая топила российский рубль всю прошедшую неделю, казалось бы, в выходные дни, ослабила хватку. Говорят, что «капризную даму» отвлёк американский снежный шторм «Джонас». Понижение температуры по Фаренгейту ещё утром вызвало рост цены на сырую нефть марки Brent до 32 долларов 60 центов за баррель. Оптимистично сразу же прибавил и рубль, но уже к обеду доллар и евро вернулись к росту. И ситуация, считают российские эксперты, в скором времени вряд ли изменится. Проблема переизбытка «чёрного золота», от которого и зависит российская валюта, остаётся актуальной. Кроме того, новый игрок рынка – Иран – даже не показал себя в полную силу.
Сергей Хестанов, экономист, доцент факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России: «Нефть ищет какое-то новое равновесие. На рынке есть избыток предложения: от полутора до двух с половиной миллионов баррелей в сутки. И несомненно, что по мере падения нефтяной цены часть проектов делается нерентабельными, поэтому рано или поздно, помимо снижения нефтяных цен, часть производителей сократят добычу. Когда сокращение будет равняться избытку предложения, тогда падение остановится».
Временный разворот цен, считают финансовые аналитики, может быть лишь затишьем перед бурей. Страны ОПЕК – нефтедобывающий картель – пока не собираются снижать объёмы добычи. Цены на нефть, которая уже сейчас дешевле обычной питьевой воды, могут упасть до 18 и даже до 16 долларов за баррель. Если Центробанк России не начнёт поддерживать национальную валюту, тратя средства резервного фонда, курс рубля ещё не раз преодолеет тот рубеж, который называют «психологическим минимумом».
Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений: «Очень трудно определить, где там у рубля дно. Дно мы увидим исторически, но перспективы открываются очень неприятные. Я думаю, что 120 рублей за доллар – это максимальный уровень, к которому можно прийти».
Главный финансовый регулятор России говорит о том, что условия и инструменты для стабилизации курса рубля в стране есть. И без серьёзных растрат резервного фонда. Не исключается и интервенция на валютный рынок, и отделение курсообразования от цены на нефть. В правительстве разрабатывают новую стабилизационную программу, которая поможет не только российскому рынку, но и тесно связанным с ним экономикам. Здесь речь идёт о реальном импортозамещении, увеличении производства продукции с высокой добавленной стоимостью, а так же о модернизации производственной инфраструктуры. Этот рецепт, считают экономисты, подходит и для Беларуси.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации: «Связь с российским рынком для вас более значима, чем связь с российской нефтью, поэтому даже без учёта реэкспорта наш кризис – это и ваш кризис тоже, здесь никуда не деться. Единственная ниша, в которой сейчас может выскакивать Беларусь, – новые технологии. Белорусская экономика рациональна, в отличии от российской, вам нужно заниматься развитием прорывных сверхпроизводительных технологий и потом их экспортировать».
Как вариант, ещё и жёсткий контроль за бюджетными расходами. В России сейчас говорят минимум о десятипроцентном его сокращении. Не исключено, что весной главный финансовый документ страны ожидает пересмотр.
Между тем сторонники жёсткой валютной политики вот уже несколько месяцев предлагают Центральному банку России зафиксировать курс рубля, то есть отказаться от его конвертируемости, а красной ценой за доллар поставить не более 40 рублей. Но эксперты с умеренными взглядами говорят, что такое решение приведёт к двойной, а то и тройной спекуляции, в огромном количестве появятся нелегальные и теневые рынки валюты. Пока самым действенным решением остаётся заявленное правительством сдерживание инфляции и жёсткий контроль за валютной деятельностью всех российских банков.
Подписывайтесь на нас в Telegram