Общенациональное телевидение

Как изменилось отношение Запада к Беларуси за прошедший год? От попыток раскачать общество до откровенного давления

Читать на сайте ont.by

Пытаться характеризовать нынешние отношения Беларуси и ЕС, мягко говоря, сложно. Они, как мы видим, не в лучшем состоянии, но видят ли сами европейские политики выход из этого затяжного кризиса и вообще ищут ли его? Где-то в скрытых от общественности структурах аналитических центрах, конечно, просчитываются стратегии и варианты развития событий по линии Беларусь – ЕС, но в публичном пространстве очевидно сейчас работает схема «чем хуже, тем лучше». Всего за год официальный Минск из перспективного и одного из самых надежных партнеров Европейского союза на восточно-европейском направлении превратился в настоящую мишень для громких заявлений и беспрецедентного санкционного давления. 


Начало 2020 года. Генсек НАТО на любой вопрос о Беларуси напоминает, что республика является партнером альянса и этим сотрудничеством в штаб-квартире довольны. 

Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «Беларусь – это суверенная нация, принимает суверенные решения, и мы уважаем ее суверенные решения».

На главную мировую площадку по безопасности, Мюнхенскую конференцию, Президента Беларуси приглашают лично. Плотность рабочего графика не позволяет доехать до столицы Баварии, Минск представляет министр иностранных дел.

Владимир Макей нарасхват. Среди десятка встреч особо выделяются переговоры с коллегой из Латвии. Эдгар Ринкевич, тот самый, который через год вместе с новым мэром Риги будет снимать белорусский флаг на хоккейном чемпионате, готовит визит Президента Беларуси в Латвию.

Эдгар Ринкевич, министр иностранных дел Латвии: «Обсуждали форматы встречи, я надеюсь, этот визит произойдет».

С высокой трибуны звучат щедрые предложения от госсекретаря США. Америка готова выделить огромные средства на энергетическую независимость и Беларуси и ее европейских соседей. Так или иначе, в риторике партнеров все отчетливее прослеживается желание в очередной раз развернуть Минск на Запад.

Пьер Эммануэль Томанн, директор Центра геополитических исследований Европейского института стратегических исследований (Бельгия): «Очевидно, что все усилия Европейского союза сейчас направлены на то, чтобы изъять Беларусь с орбиты влияния России. Это особенно важно в условиях решения украинского вопроса».

Девиз мюнхенской конференции звучит новым, придуманным словом – «беззападность», упрек в сторону несамостоятельности Брюсселя в мировой повестке. Мол, слишком по-разному члены Евросоюза смотрят на мир, оттого и не могут оперативно принимать общие решения. В этом слабость европейской политики. И лидеры ЕС, похоже, принимают удар оппонентов, собираясь показать, что Брюссель еще на многое способен. Проверку ЕС проходит коронавирусным кризисом и обновленной стратегией отношений с США и Россией. Именно этим геополитическим противостоянием часть экспертов будет объяснять и события на белорусском направлении.

Татьяна Жданока, депутат Европарламента: «Беларусь является стратегической в данном случае страной, точкой на европейской карте, и попытки постоянно противопоставлять России были предприняты в работе с Украиной, со странами Закавказья, Молдовой, сейчас – с Беларусью».

Все резко изменится после августа 2020-го. Результаты выборов, а с ними очередное и, пожалуй, самое тесное за последние годы сближение Москвы и Минска ЕС не примет. На смену диалогу и совместному поиску решений с Запада придут угрозы, ультиматумы и политика санкций.

Руслан Бортник, политолог (Украина): «Почему страны Запада выбирают санкции как основной инструмент давления? Потому что они наиболее для них безопасный вариант, любые другие формы противостояния – военные или даже юридические – тянут для западных стран последствия, в том числе негативные и неприемлемые для их общества, а вот санкционные инструменты, в корне которых, прежде всего, лежат финансовые ограничения, перемещение товаров, услуг и людей, они позволяют влиять».

Внешнеполитический контекст жесткого давления на Минск политологи будут объяснять в том числе и новым витком глобального противостояния между Западом и Востоком.

Гилберт Докторов, политолог (Бельгия): «Уже давно существует новая холодная война, и это касается Соединенных Штатов и России. Уже два года Европа участвует полностью в этой холодной войне на стороне Штатов и, в том числе, независимо от Штатов. С тех пор когда Урсула фон дер Ляйен стала президентом Еврокомиссии, ЕС равняется на НАТО».

В ответ на внешнее давление, резолюции и экономические удары Минск заявит о сворачивании сотрудничества с Брюсселем по многим направлениям, в том числе в формате инициативы «Восточное партнерство». Под удар попадут неправительственные организации со сторонним финансированием, многие из которых долгие годы работали в Беларуси явно не в интересах самой республики. 

Вальдемар Гердт, депутат Бундестага (Германия): «Когда фрау фон дер Ляйен говорит в открытую, что вот мы выделили 60 млн евро для того, чтобы неправительственные организации имели возможность свергнуть Лукашенко, и при этом я пытаюсь с ним выйти на контакт, а он не отвечает. Это до какой степени надо быть маразматиком, и я это сказал с трибуны Бундестага, – представляете, если бы кто-нибудь нам так, любой другой политик сказал бы, что мы выделили для неправительственных организаций 60 млн долларов, чтобы они свергли Меркель. Не знаю, почему Меркель не хочет со мной разговаривать. Бред? Бред. Но на самом деле этот бред стал повседневным риторическим элементом нашего истеблишмента. Это говорит о том, что идет деградация не только самой политической системы, но она коснулась уже ума и разума людей. Когда санкции являются самым главным политическим оружием. Это когда было, о какой дипломатии может идти речь? Она закончилась 20 лет назад».

Действительно, Беларусь для европейских политиков сегодня очень удобная мишень для критики. Чем громче обвиняешь Минск в нарушении прав человека или основ безопасности, тем больше политических очков можно заработать. Во многих странах Европы в ближайшее время грядут крупные внутриполитические сражения, такие, к примеру, как парламентские выборы в Германии уже этой осенью, как известно, с выбором нового канцлера. «Борьба за права человека» – один из лучших предвыборных лозунгов в Европе. Правда, чем заканчивается борьба за демократию в странах, которые являются полигоном этих схваток, политиков, как правило, это мало волнует, особенно если решены персональные задачи. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by