О чём не любил вспоминать, став парижанином, художник Борис Заборов? К 80-летию мэтра впервые после 1980 года в его родном Минске открылась выставка не авторской живописи.
«Человек как открытая книга» – это не о Заборове. При том что сегодня художник всемирно известен. О периоде с 1961 по 1980 годы в автобиографии лишь два слова: «занятие иллюстрацией». К юбилейному вернисажу по Минску собрали лучшее из тиражного.
Сам «шестидесятник», он и оформлял таковых же. Зачастую первым. С полок ставших модными в хрущёвскую «оттепель» секций в витрины музея томики лирики Гилевича, Бородулина. Всего 33 экземпляра. Перечитал Заборов, а затем написал также «Сымона-музыку» Коласа. Вслед за «Выбраным» Купалы.
В переплёте, а не в раме тут и классическое «А хто там ідзе?». Сейчас работа с автографом «Борис Заборов, 1935-й» (это год рождения) на выставке в Москве. В 1968 году художник сделал рисунок к «Да Парыжа з Мінска, шлях найболей блізкі, калі ўзяць адразу старт з Камароўкі на Манмартр». Он взял ровно 35 лет назад.
После так называемого прыжка в свободу, словно и не было у нас Заборова. К примеру, в 1986 году не нашлось места иллюстратору строк Купалы между артикулами «Забабон» и «Забраны край». А ведь среди составителей первой в Беларуси персональной энциклопедии – Максим Танк, чьи книги не раз оформлял «беглец».
Если из госторговли товар с фамилией «Заборов» сразу изъяли, то в фирменной сети «Берёзка» продавали свободно – за валюту. Так было, а сегодня – «Цэлы свет мне (то есть, Заборову) адкрыт» в Минске. Заметьте, только 10 дней.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram