Общенациональное телевидение

Из-за ситуации с Украиной на Россию накладывают санкции – куда они бьют больнее и какими станут контрмеры Москвы

Читать на сайте ont.by

Несите сразу все. Говоря о санкционных пакетах, в России ситуацию оценивают предельно однозначно: если в Украине – спецоперация, то с Западом – экономическая война. И Москва здесь – объект агрессии. Экспертам даже трудно подобрать аналогии. 


Иван Тимофеев, программный директор Российского совета по международным делам: «Наверное, можно сравнить то, что происходит сейчас, с блокадой 1918 года Советской России, да и то с определенной натяжкой».

Санкции против банков и отключение от платежных систем в первую очередь – удар по возможности России вести международную торговлю. Уже признано – это самое ощутимое ограничение. Люди на волне паники и падения курса рубля бросились в банки. Весь интернет наводнили страшилки, что экономика России – все. А денег осталось на три дня. Спасайте, что можете, и параллельно выходите на протесты. Такую же схему, утверждают аналитики, использовали и в Беларуси, накладывая рестрикции в 2020-м и 2021-м.    

Екатерина Арапова, директор Центра экспертизы санкционной политики Института международных исследований МГИМО МИД России: «С точки зрения инструментария, санкционный пакет в отношении Беларуси прошлогодний и текущий санкционный пакет в отношении России, в общем-то, очень родственные. Они пересекаются между собой: одни и те же отрасли, одни и те же инструменты, те же технологические ограничения, те же самые ограничения в транспортной области».

Отличия – лишь в масштабах. Например, беспрецедентные санкции против российской авиаотрасли, которые на практике лишают российские авиакомпании возможности летать на европейских самолетах. Небо Европы и США закрыто. А новые поставки, техобслуживание и страхование всех бортов запрещены. Уже сданные в лизинг самолеты по старым контрактам – это 520 штук – должны быть возвращены в течение месяца. В Москве долго не думали – на войне, как на войне. Говорят, готовится разрешение оставить иностранные воздушные суда в стране. Решение может быть оформлено как «реквизиция» имущества, или принудительный выкуп техники у владельцев в пользу государства. Это будет решение антикризисного штаба. Он был создан в правительстве сразу после начала спецоперации в Украине. Все внимание – внутрь страны. Уже принят целый пакет мер для поддержки экономики и финансового сектора. Основная цель – сдержать падение курса рубля и отечественных ценных бумаг и компенсировать гражданам и компаниям неудобства, вызванные санкциями. И главное – людям объясняют: нарратив «все против России» – обычный обман. Достаточно посмотреть на карту и посчитать те страны, которые не вводили никаких санкций. Среди них крупнейшие экономики мира: Индия и Китай.

Нельсон Вонг, вице-президент Шанхайского центра стратегических и международных исследований (Китай): «Я не думаю, что Китаю придется выбирать, потому что это не вопрос выбора стороны. Китай – стратегический партнер России. Это то, что я понимаю по результатам визита Путина во время Олимпийских игр в Китай. С учетом того, что Китай так же будет вероятной жертвой и уже был жертвой, целью и мишенью действий США за последние несколько лет. Китай серьезно пострадал тоже».

Россия старается минимизировать потери: заморожены процентные ставки по кредитам. По вкладам, напротив, все пошло вверх. Обещана индексация зарплат и пенсий. Центробанк возобновил покупку золота и предложил в него же вкладываться людям. 20% НДС для населения отменен. Объявлены кредитные каникулы, введен мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, запрещено выведение валюты за рубеж, в том числе и полученной от продажи энергоносителей, акции российских компаний не будут продавать иностранцам – покупать их будет государство. Средства уже выделяют из фонда национального благосостояния. Сельхозпроизводители получат льготные кредиты и субсидии. Деньги, подчеркивают, на все это есть. Например, только Лондон заплатит в этом году дополнительные 2 миллиарда фунтов России за газ. Но это не точно. Цены постоянно растут. 

Санкции Запада в отношении России названы беспрецедентными. Но отвечать, вернее, открывать все карты, Москва не спешит, что, к слову, очень нервирует иностранных партнеров. На Западе уже давно в ходу тезис: если Путин держит паузу, ничего хорошего ждать не приходится. На самом деле, работа над ответным пакетом идет: не спеша и скрупулезно, чтобы, как отметили в Кремле, ответить жестко, четко и продуманно. Ведь санкции, совершенно очевидно, это обоюдоострый инструмент. И больно будет не только России.

Если кто-то на Западе в этом сомневался, то их уже спускают с неба на землю. Причем в прямом смысле. На внесение в санкционный список двух своих подразделений одной из первых отреагировала госкорпорация «Роскосмос». 5 марта на Байконуре была снята со стартового стола ракета-носитель «Союз 2.1. б» со 36-ю спутниками связи компании OneWeb, в совете директоров которой британцы. У Москвы появились данные о договоренностях с Пентагоном и с другими военными ведомствами стран НАТО на предоставление им сервисов и данных с этих аппаратов, хотя миссия была заявлена как сугубо гражданская. Т.е. русские должны были вывести на орбиту систему слежения за собой. Контракт из-за форс-мажорной ситуации разорвали, а все деньги оставили в бюджете. За неудобства, так сказать. Также «Роскосмос» объявил о заморозке поставок двигателей РД-181 для NASA. Эти двигатели применяются в ракете Antares для запуска космических грузовиков.

Дмитрий Рогозин, глава госкорпорации «Роскосмос»: «В этой ситуации мы не можем снабжать США нашими лучшими в мире ракетными двигателями. Пусть они летают на чем хотят, на своих метлах, но, по крайней мере, эти поставки мы замораживаем». 

Это первый случай, когда санкционная война между Россией, США и Западом серьезно коснулась космической отрасли. Западные хакеры сейчас пытаются пробиться в системы Центра управления полетами и вывести из дежурства российские космические группировки, что в международных документах вообще-то рассматривается как повод к войне. В таких условиях, предупредили партнеров, некоторая уже подсанкционная продукция, например, с Государственного ракетного центра имени академика Макеева, может посетить их страны в безвизовом режиме. Есть и более реальные угрозы: в ЕС заявили, что наложенные на Россию и Беларусь санкции уже ведут к реальным потерям. На этот рынок приходится более 10 миллиардов евро экспорта и почти 8 миллиардов импорта импорта в товарообмене с Евросоюзом. Цены на энергоносители зашкаливают. И последствия – это не просто рост цены бензина для частной машины. И это еще вентиль не перекрыт, хотя Москва может. Из Вашингтона уже донеслось аккуратное: санкции отменят, если Россия остановит спецоперацию, а Беларусь окажется от ее поддержки. Но это как раз тот случай, когда своих не бросают.

Елена Пономарева, доктор политических наук, профессор МГИМО МИД России: «Без Беларуси в нынешней ситуации было бы очень тяжело. Недаром мы бились в августе 2020 года и весь фактически 2021-й за Беларусь. Поддерживали белорусский народ в противостоянии оппозиции. Потому что только сейчас многие из нас понимают, что более надежного союзника у России не оказалось. И в этом смысле, и подставить плечо, и прикрыть тылы – это именно про Беларусь. Те коридоры безопасности, те места для переговоров, которые создаются республикой, очень важны». 

А значит, и санкциям будем противостоять вместе. Активнее включаясь в экономику друг друга, учась производить то, что нужно друг другу. В конце недели Путин попросил Минтранс России поддержать планы Беларуси по развитию портовой инфраструктуры. У нас, как и хотели американцы, не без санкций, теперь точно будет свое море.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by