Общенациональное телевидение

Из каких стран Беларусь теперь не будет получать продукты и где будем искать замену?

Читать на сайте ont.by

Новый год Запад встретит с продовольственным эмбарго, и с нехваткой минимум полумиллиарда долларов. Беларусь импортировала продуктов на 530 миллионов только за 10 месяцев года из стран, которые совершенно не ценят наше расположение. Поэтому, как говорится, освободите место! 


Теперь производителям из стран, попавшим под эмбарго, придется где-то заработать (или же нет) эти деньги. В продовольственный бан попали страны Евросоюза, США, Канада, Норвегия, Албания, Исландия, Северная Македония, Великобритания, Ирландия, Черногория и Швейцария. «Это страны, реализующие дискриминационную политику и осуществляющие недружественные действия в отношении нашей страны», – так прокомментировала постановление пресс-служба правительства. 

Запретных позиций – 18. В их числе – мясо, молоко, молочная продукция, фрукты, орехи, овощи, колбасы, соль, кондитерские изделия. Даже из этого перечня понятно, что многим мы, в принципе, сами в состоянии себя обеспечить. А кто-то и вовсе задаст вопрос: у нас соли, конфет и печенья своих что ли не хватало? Но стоит сказать, что к запретным позициям подошли точечно, чтобы не в ущерб интересам белорусов. На это Александр Лукашенко четко ориентировал Совет министров: принятие ответных мер – без ущерба для населения. И в числе таких изъятий, к примеру, детское питание. И если вы купили товары из списка за рубежом, но везете для себя и семьи.  

В мировых СМИ, особенно аграрной тематики, уже подсчитали убытки от ответного решения Беларуси на санкции. «Европейские фрукты и овощи снова стали заложниками международных геополитических споров», – сокрушается представитель ассоциации Freshfel Europe. Это крупное объединение производителей фреш-продукции. К ней относится не только зелень, фрукты, но и, к примеру, свежее мясо. Белорусское эмбарго, по подсчетам ассоциации, затронет около 10% текущего экспорта фреш-продукции Евросоюза и повлияет на всю европейскую цепочку поставок фруктов и овощей. А это 300 миллионов евро. 

Белорусское эмбарго затронет около пятисот тысяч тонн свежей продукции, экспортируемой из Евросоюза. Основные поставщики – Польша, Литва, Нидерланды, Испания, Греция, Италия. Кстати, министерство сельского хозяйства, природы и качества пищевых продуктов Нидерландов уже объявило своим производителям о потере белорусского рынка сбыта. «Запрет на импорт может иметь катастрофические последствия для голландских и бельгийских груш». А их отправляется в Беларусь ежегодно около 50 тысяч тонн. В полной растерянности теперь и крупная компания из Бельгии. «Потеря такого объема может обернуться катастрофой для цен». Озабоченность выразили и производители из Северной Македонии, особенно винограда, томатов. В 20-м году экспорт в нашу страну продуктов питания составил почти три миллиона евро, импорт – чуть меньше полутора миллионов. Тот же объем торговли будет и в нынешнем году. А вот Черногория недосчитается полмиллиона евро. 

Мы же купим у тех, кто ценит нормальные рыночные отношения. А вот какие возможности откроет эмбарго для нас? Можно посмотреть на опыт России. Продуктовое эмбарго ввели в августе 2014 года как ответ на экономические санкции. Под запретом оказались мясо, рыба, овощи, фрукты, молочная продукция из Евросоюза, США, Канады, Австралии и Норвегии. Затем этот список пополнили Албания, Лихтенштейн, Исландия, Черногория и Украина. Российские аграрии получили уникальный шанс для развития и быстро заместили ниши на рынке. 

Такая же возможность выпала сейчас и белорусским производителям. Развитие сельского хозяйства, химической промышленности, пищевого машиностроения. Результатом импортозамещения может стать появление уникальных производств.

Алексей Богданов, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: «По мясу говядины всего лишь 4% мы завозили из Европы. Остальной товар шел из других государств. Например, по свинине по прошлому году мы завезли 25 тысяч тонн из них 21 шла из з РФ. Никаких проблем заместить здесь нету. И по большому счету, мы и так сами с каждым годом добавляем по производству и свинины, и говядины, и молочной продукции, поэтому эта доля импорта каждый год меньше и меньше». 

Александр Червяков, министр экономики Беларуси: «Уже предложено порядка 170 импортозамещающих проектов. На общую сумму порядка 13 миллиардов рублей инвестиций. Из этого пула проектов мы выбрали наиболее значимые 47 с объемом инвестиций порядка 8 миллиардов. И вот эти 47 проектов позволят нам создать продукции более чем на 9 миллиардов долларов импортозамещения». 

Активнее задействовать стоило бы и формат ЕАЭС, уверены экономисты. Зарубежные поставки фруктов, орехов можно обеспечить со среднеазиатских республик. Вспомнить еще советский опыт.  

Ирина Новикова, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедры БГТУ: «Мы должны наращивать вот эти кооперационные связи. Что они нам дают? Рабочие места и у нас в Беларуси, и рабочие места в тех среднеазиатских республиках, которые на протяжение более ста лет являлись поставщиками сельскохозяйственной продукции, продукцию для перерабатывающих отраслей». 

Никакого дискомфорта или дефицита белорусы почувствовать не должны. Тем более в нашей обычной продуктовой корзинке – набор товаров белорусского производства. Эмбарго будет действовать полгода, но Беларусь оставляет за собой право расширить перечень запрещенных товаров.

Недосчитаются прибыли не только литовские фермеры, но и перевозчики. Наши депутаты ратифицировали соглашение о перевозке и перевалке белорусских нефтепродуктов на экспорт через порты России. Проект закона был внесен в нижнюю палату парламента в начале сентября. Само же соглашение Минск и Москва подписали в феврале этого года. 

И вот, чтобы документ «работал» в полную силу и детализировал все финансовые и логистические нюансы, и нужно было одобрение депутатов. Беларусь и Россия намерены в течение четырех лет, т.е. до конца 23-го года, совместными усилиями перевезти более 9 миллионов тонн грузов (это бензин, мазут, газойль, масло), используя гавани Северо-Западного федерального округа. Именно там находятся крупные морские порты, к примеру, Ленинградский, Мурманский, Усть-Лужский, Выборгский, Архангельский. На экспорт мы ежегодно отправляем около 10 миллионов тонн нефтепродуктов. Больше половины – 6 миллионов тонн – шли за рубеж через Клайпеду, Вентспилс и Ригу. После того, как балтийские транзитеры превратились в санкционеров, Беларусь перестроила транспортные коридоры, чтобы не зависеть от портовой инфраструктуры и политических настроений соседей.

И от такого ответного сценария прежний торговый партнер, Литва, может потерять порядка ста миллионов евро выручки в год. Такова будет цена западных санкций для самого Евросоюза. Более того, это большой удар в целом по транспортной системе Литвы. Ведь от загрузки порта Клайпеды зависит работа Литовских железных дорог, которые тоже теряют деньги из-за сокращения объемов перевозки наших товаров. Готов к интенсивному сотрудничеству не только Северо-западный округ России, но и Приволжский. Там сосредоточена четверть всего промышленного производства. С делегацией из Башкортостана на неделе встретился Александр Лукашенко. 

Ведь экономические взгляды Минска и Уфы во многом схожи. Это упор на технологии и промышленность. А вот основой для кооперации и более тесных бизнес-связей Беларуси и Башкортостана служит отдельный документ – соглашение 99-го года о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.  

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Наши отношения, как я говорил, которые проверены десятилетиями, и мы не должны позволять различного рода то ли ковидам, то ли западным санкциям их разрушить. Уверен, что хорошо поставленной работой мы можем достичь и миллиарда долларов товарооборота. Мы к этому готовы. Полагаю, что с учетом богатейшей ресурсной базы Башкортостана и промышленного потенциала нашей страны особое внимание следовало уделить в торговле поставкам продукции машиностроения».

В Башкортостане работает дилерская сеть белорусских производителей, сборочные производства тракторов, комбайнов, троллейбусов. При участии белорусского капитала созданы 14 предприятий. 

Знают в Башкортостане хорошо, что такое ответ на санкции и перестройка экономики: промышленности и сельского хозяйства. Понятно, что поводы – сугубо экономические. Было и давление на «Башкирскую содовую компанию» со стороны Украины. Санкции, правда, досрочно сняли, когда поняли, что навредили себе и своей кальцинированной соды нет. А вот куда теперь Евросоюз будет девать балканские овощи и фрукты, кому будет продать голландские и бельгийские груши? Впрочем, это их проблема. А Беларусь свою продовольственную безопасность обеспечит и впредь. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by