Общенациональное телевидение

IX Форум регионов Беларуси и России: итоги первого дня

Читать на сайте ont.by

Сотни участников и контракты на миллиард долларов! В Гродно стартовал Форум регионов Беларуси и России. В планах – более 55 соглашений о межрегиональном сотрудничестве. Центром Союзных встреч город над Неманом станет на два дня. 


Минск, Москва, Могилев, Сочи, Санкт-Петербург – и наконец Гродно. В этом списке город над Неманом действительно дебютант. Впервые Форум регионов Беларуси и России принимает самый западный регион Союзного государства. 47 регионов, почти тысяча участников – и весомый портфель заказов. 

Это современная школа в Воронежской области – прямой результат совместной кооперации. Строили белорусы – кирпич за кирпичом. Причем делали это за собственные деньги. Как бы в рассрочку, пусть дети учатся, а оплата потом. Уже в прошлом году за парты сели сотни учеников. Проект был пилотным – и сразу успех. Прямо сейчас белорусские специалисты продолжают работу в регионе. На очереди – строительство важных социальных объектов. Заинтересованы и в белорусской технике. 

Не конкурировать, а взаимодополнять друг друга – на это нацелены и 28 союзных программ. А это и сближение экономики, унификация законодательства. Только за 2021 год товарооборот между нашими странами преодолел отметку в 40 миллиардов долларов. Стороны уверены: можно и больше. Ведь есть и ресурсы, и кадры. Да и время обязывает быть в одной связке

Импульс такому сотрудничеству придали визиты губернаторов российских регионов в Беларусь и встречи на высшем уровне, договоренности напрямую – эффективная форма работы белорусско-российских регионов. Ведь, по сути, это прямые поручения лидеров двух стран. Углублению интеграционных процессов целиком посвящен нынешний форум. 

Санкционное давление подтолкнуло наши страны к углубленной кооперации в различных областях. Вот он, конкретный пример – МАЗы, БелАЗы – сумма контрактов исчисляется миллионами долларов. Ведь именно от сотрудничества в техническом направлении и будет зависеть успех нашего союзного государства. И Форум регионов тому подтверждение – что вместе мы действительно сила. 

Одним из наиболее ярких событий Форума стала выставка-ярмарка белорусских достижений. Главные достижения и гордость машиностроения и агропромышленного комплекса Беларуси, новые разработки в этой области, а также продукция белорусских брендов. Здесь гостям презентовали и уникальную новинку белорусского машиностроения – гибридный карьерный самосвал БЕЛАЗ-7513М, аналогов которому в мире еще нет. 

130-тонный гибрид-БЕЛАЗ сочетает работу дизельного двигателя малой мощности с аккумуляторными батареями. В дополнение – система рекуперации энергии. Все это сокращает вредные выбросы в атмосферу, экономит топливо и снижает затраты на эксплуатацию. В БелАЗе проект назвали одним из самых амбициозных. Большинство комплектующих – белорусские и российские.

Сергей Никифорович, генеральный директор открытого акционерного общества «БелАЗ»: «Мы установили двигатель серийный, установили все необходимые электронные компоненты, разработали систему управления, научили машину работать и получили достаточно серьезный , инновационный, но самое главное – защищенный продукт от критического импорта и влияния внешних факторов наших стран-недоброжелателей. В прошлом году на выставке в Лас-Вегасе компания Hitachi предложила концепт и возможность оборудования производства таких самосвалов, однако представлен он не был, был только на бумаге. Мы же сегодня представили готовый образец. Даже не образец, а машину, которая в скором будущем идет работать».

В непростых условиях давления уникальный гибрид создали в короткие сроки – чуть больше, чем за полгода. Даже в базовой комплектации у гиганта множество цифровых систем и датчиков. Это предпусковой обогреватель, обогрев платформы, быстросъемная теплоизоляция, современная система кондиционирования, автоматическая система пожаротушения, светодиодные фары, многофункциональная система диагностики. И еще с десяток инновационных систем. Важная особенность новой разработки – батареи съемные, их легко можно заменить. И главное – во время стоянки под загрузкой/разгрузкой самосвал способен заряжать сам себя.

Александр Ботвиник, первый заместитель генерального директора открытого акционерного общества «БелАЗ»: «Аккумуляторные батареи, которые устанавливаются на самосвалы, не имеют достаточной мощности. Всегда мы в каких-то ограничениях. И мы подумали, что надо перешагнуть через себя и создать какое-то решение технологическое, которому нет аналогов, во-первых, а второе – позволить карьерному самосвалу работать дольше. И вот это как раз-таки реализовано в этом концепте гибрида, который мы сегодня презентовали. Самое главное здесь – было создать систему управления. Вот система управления на этом карьерном самосвале – полностью белорусского производства, сделана в Республике Беларусь, включая программное управление и алгоритмы работы системы».

Здесь же, на выставке, состоялось и подписание Соглашения о сотрудничестве белорусского «БелАЗ» и Кемеровской компании «Стройсервис». Испытывать уникальную машину будут в горнотехнических условиях потребителя. 

Виталий Петров, директор по транспорту компании «Стройсервис: «Мы давно являемся эксплуатантом завода «БелАЗ». Все, что производит завод «БелАЗ» нам всегда интересно, особенно, если это позволит снизить себестоимость, повысить производительность, естественно, издержки производства в сегодняшней ситуации. Ну и самое главное, что сегодня опытный экземпляр является производством двух наших государств – России и Беларуси».

В планах у «БелАЗ» – изготовление гибридных карьерных самосвалов и в других классах грузоподъемности – прежде всего, в популярных сегментах 90 и 220 тонн. 

Особый интерес у наших партнеров – к белорусской легкой промышленности. «Белвест», «Марко», «Галантэя» – за товары отечественного производства рублем готовы голосовать уже в Зауралье, Чечне и даже Татарстане. И все эти процессы на фоне ухода европейских компаний с рынка России. Ниши освобождаются, приходят новые игроки, и здесь мы работаем на опережение – ведь бренд «Купляйце беларускае» – в представлении не нуждается.

Прочно на Союзной арене укрепился и средний бизнес. Вот только бы равные условия еще. Ведь с барьерами торговля далеко не пойдет. Однако парламентарии уверяют – дело времени. Новые проекты обсудили на заседании деловых советов двух стран. И успехи, кажется, есть! 

Уверенно использовать совместный потенциал, даже в сфере продовольствия, особенно на фоне мирового голода. Последнее – это то, что не грозит братским народам. Птицеводство, «молочка», мясная отрасль, а главное свое сырье – как говорится, и себя накормим, и другим поможем. Вот еще один конкретный пример – БНБК. Предприятие занимается производством аминокислот, большая часть идет на экспорт, в том числе в Россию. Наметили и новые планы. 

Уже до начала форума анонсировали рекордную сумму соглашений, которые намерены заключить делегации. Речь о 1 миллиарде долларов. В портфеле контрактов – продукция промышленности, деревообработки, нефтехимии и других отраслей, где Беларусь может предложить свои товары и услуги. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by