Спустя две недели после предыдущей встречи участники снова собрались в белорусской столице. Повод – резко обострившаяся ситуация в Донецке.
Понадобились дополнительные меры по контролю за прекращением огня – нынешних оказалось недостаточно.
«Школьное перемирие» – меры были приняты начать учебный год в спокойной обстановке. Однако из региона снова поступают тревожные сообщения о нарушении режима прекращения огня. С начала текущего года – это уже четвёртая попытка наладить отношения на востоке Украины.
Без конкретных итогов, но и без резких противоречий. Таким, судя по всему, было сегодняшнее заседание контактной группы. Причём эта встреча особая. 5 сентября (ровно четыре года назад) были подписаны первые Минские соглашения. В этот день в 2014 договорились о прекращении огня на Донбассе, освобождении заложников и отводе тяжёлого вооружения. Сегодня (спустя четыре года) обсуждается тот же конфликт, который в последнее время несколько обострился. В прессе стали говорить даже о прекращении переговорного процесса.
Журналисты, которые все эти четыре года следят за работой контактной группы, утром давали прогноз, что, скорее всего, интервью спецпредставителя ОБСЕ мало чем будет отличаться от его предыдущих брифингов с общими заявлениями. Узнать, что происходит за закрытыми дверями – тоже невозможно: участники переговоров, по большому счёту, включили режим молчания даже для «своих» репортёров. Но всё же сегодня, по инсайдерской информации, заседание в трёх рабочих подгруппах началось с минуты молчания в память о погибшем главе самопровозглашённой Донецкой народной республики Александре Захарченко – его подпись, кстати, тоже есть на тех самых Минских соглашениях. Вообще фигура Захарченко затмила все остальные пункты протокола переговоров. Дополнительные меры по усилению режима прекращения огня, разведение сил и отвод вооружения от линии соприкосновения, восстановление мобильной связи и водоснабжение и даже выплаты пенсий в пострадавших регионах. Об этом сегодня, конечно, тоже говорили. Что касается темы, которую журналистов Москвы и Киева интересовала больше всего: как убийство Захарченко повлияло на переговоры? Мартин Сайдик был предельно дипломатичен.
При этом Мартин Сайдик повторил сказанное им же две недели назад: это лето – самое спокойное на Украине с начала конфликта на востоке страны. На заседании контактной группы в августе договорились о так называемом школьном перемирии (с полуночи 29 августа) перед началом учебного года. Но 31 августа убит глава самопровозглашённой Донецкой народной республики Александр Захарченко (в кафе в центре Донецка сработало взрывное устройство). Конфликтующие стороны обвиняют в организации теракта друг друга. В итоге разведка ДНР сообщила, что Вооружённые силы Украины начали перегруппировку в зоне конфликта, а наступление армии якобы намечено на 14 сентября. ДНР в ответ заявила, что начала разворачивать 12-тысячную ударную группировку с тяжёлой техникой. Кому была выгодна смерть Захарченко: Киеву? Самой ДНР? России? Или тем, кто хотел занять его место во главе республики? Напомним, всё это происходило всего за несколько дней до переговоров в Минске. Ещё вчера участники трёхсторонней группы, иногда прямо, иногда косвенно, сходились в одном – неудача на сегодняшних переговорах в Беларуси может грозить новым военным соприкосновением. На сей раз, похоже, обошлось. Так или иначе, все участники переговорного процесса считают, и это не новость, что альтернативы Минской площадки нет.
Как правило, при любой действительно конфликтной ситуации на переговорах информация об этом тут же появляется в прессе. Относительно сегодняшнего заседания контактной группы в прессе как российской, так и украинской, была тишина. Это свидетельствует о том, что резких проблем в переговорах не было. Впрочем, это совсем не говорит о том, что проблем не было вообще. Как будет развиваться ситуация, станет известно 19 сентября – на этот день назначено новое заседание контактной группы в Минске.
Подписывайтесь на нас в Telegram