Общенациональное телевидение

Интервью Лукашенко CNN: старые фейки и неэтичное поведение журналиста, эксклюзив, который вырезали, комментарии экспертов. Все подробности беседы

Читать на сайте ont.by

Когда договоренности не исполняются. Американский канал CNN сделал это лишь наполовину. Напомним, журналисты интервью у Президента попросили во время «Большого разговора». Александр Лукашенко согласился при одном условии - дать в эфир полностью, не вырезая ответы. Такая версия есть только на сайте телеканала. В эфире CNN зрителям показали лишь считанные минуты ответов на вопросы и разбавили их частями других выступлений Президента - в общем классическое поппури, где смысл легко искажается просто за счет выбранной формы. В итоге – белорусы показали интервью сами.


Беседу с Александром Лукашенко журналист CNN Мэтью Чанс начинает с жалоб: на белорусов, которые оказались несговорчивыми. Свои явные проблемы в коммуникации, а репортер с 20-летним стажем даже переходил на русский язык - а это отчетливо слышно в эфире CNN - не признает и находит другую причину – атмосферу страха в белорусской столице. Но Александр Лукашенко напрямую говорит, в чем дело на самом деле.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мэтью, вы врете. Вы же по Минску ходили, без охраны, без службы, и я в ваших глазах не вижу страха. Вы сказали, что вы из CNN, и люди, наверное, подавляющее большинство не захотели с вами разговаривать? В Минске люди очень умные, талантливые, грамотные и просвещенные. Они знают, что такое CNN. На «Большом разговоре» мы показали в прямом эфире позицию CNN. Люди не захотели с вами разговаривать, потому что знали, что вы все равно в искаженном виде представите эту информацию. Мэтью, с вами не захотели говорить минчане, вы – журналист, вы должны были вызвать людей на откровенный разговор. У вас не получилось разговорить людей, я в этом не виноват».

Разговорить людей действительно было сложно, ведь вопросы журналист Чанс задавал на английском, полагая, что каждый прохожий по умолчанию должен его понять и ответить. Но порция обвинений уже была заготовлена. Старые фейки о посадке самолета в аэропорту, базах, беглых, звонках не то из России, не то из Украины с инсайдом о «вагнеровцах», и немного новых шокирующих выдумок Запада о «наркотических» следах Беларуси на границе с Евросоюзом.  Вопросы от CNN – наводящие, даже бестактные, заданные в провокационной манере. Что есть месть за санкции? Где базы? И сколько стоит суверенитет? 

– Что вы пообещали им взамен? Какую цену пришлось заплатить за это?  

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Слушайте, у вас англосаксонское мышление. Мы никогда ни с президентом Путиным, ни на других уровнях не ведем так разговор. Мы чего-то там, а вы нам заплатите или мы чего-то обещаем. Мы - братские народы, мы - народы от одного корня - белорусы и русскиеЧто касается баз. Ну вы меня вообще удивляете. Вы что не знаете или НАТО не знает, какие у нас базы иностранных государств? У нас нет ни одной базы никакого государства, в том числе России».

Борьбы с коронавирусом, о методах лечения которого журналист так пытливо выспрашивал Александра Лукашенко, в 8-минутном ролике не оказалось.

Оставили то, что изначально планировали, добавили и «вылили» на своего телезрителя крайне дозированную версию. А Александр Лукашенко в настоящем интервью ведь по полочкам раскладывал все фейковые версии Запада.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Если вы боитесь летать над нашей территорией, могу вам лично, и вашей компании, и вашей стране, и любой другой гарантировать полную безопасность пролета над Беларусью. Так, как это было всегда. Но если я и правоохранительные органы будут видеть угрозу белорусскому государству, мы посадим здесь любой самолет - будь то Великобритании, будь то Соединенных Штатов Америки. Он немедленно будет посажен в Беларуси, если мы будем чувствовать угрозу. Точно так и вы поступите. Это норма. Поэтому я здесь – не исключениеНо то, что вы не летаете - Господь с вами. Летайте через Северный полюс, можно через Южный. Это ваше право. Я вас заставить не могуНет вас здесь - летают другие, как только что вы сказали. Вы команду дали такую. Еще не успели задержать этого оппозиционера, о котором вы говорите, а уже все в Европе и Америке после команды из Вашингтона начали, как под копирку, делать заявления. Они были однотипны. Возьмите, прочитайте. Это говорит о том, что где-то (может, в CNN) вы им прописали тезисы, они начали заявлять и перестали сюда летать. Ну, Господь с вами. Обойдемся».

Традиционно Запад в лице журналиста CNN выступает в качестве ментора, поучая как и кому соблюдать «права человека». И, как обычно, решительно не готов слушать о своих стандартах и поступках. Правда, сказанная Александром Лукашенко о США, событиях в конгрессе и Афганистане, видимо, так заколола глаза, что журналист резко стал перебивать и продемонстрировал стандарты поведения – неэтичного. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «По поводу стандартов в области прав человека.  Пожалуйста, дайте мне эти стандарты. Это придуманные вами, на Западе, стандарты. И вы под эти стандарты весь мир хотите подогнать. Успокойтесь, так не получится. Вы недавно нанесли удар в Афганистане, подозревая в терроризме, нанесли удар по семье. Погибло 12 детей. Стандартов нет. Мы с Россией предлагали: давайте выработаем в рамках ОБСЕ стандарты, оценки тех или иных выборов. Вы не согласились, потому что у вас есть свои стандарты. Точно так и с правами человека

– Мы не говорим о США, мы не говорим о США, мы говорима нас нет на это времени, мы говорим о Беларуси. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мы никогда в упор не стреляли в оппозиционера или радикала. А вы недавно показывали, как в конгрессе застрелили девушку. Это что? Не нарушение прав человека? И вы стыдливо замалчиваете это».

И стоит сказать, что вот эти фрагменты – действительно тот самый эксклюзив, о котором говорили CNN в эфире, но нещадно вырезали. Глава государства говорил на волнующие политические и социальные темы, как внутренней, так и международной повестки. Прямолинейно, на злобу дня, актуально. Но то, что вышло в эфир – это не формат интервью. От часовой беседы с Александром Лукашенко осталось порядка 2 минут. К ним добавили нарезку кадров разных годов, хождение и приставание недовольного журналиста CNN к минчанам и кадры с Главой государства, что называется без галстука. Сразу видно – западный брат внимательно следит. Президентский укос травы, хоккей, встреча с Путиным за столом, обеденным. При этом в титрах решили использовать и штампы – последний диктатор Европы, но взяв в кавычки. Не определились. Видимо, такая редакционная политика. Как проходила организация интервью и на каких условиях – отдельный разговор. Как все происходило подробно рассказал Игорю Туру пресс-секретарь Министерства иностранных дел.

Интересно, что своим мнением поделилась и официальный представитель российского МИДа. У Марии Захаровой был опыт общения с Мэтью Чансом, был и прямой ответ.

«Мэтью попал. Но попал сам. Жертва убежденности, что монтаж все поправит, не учел простейшего - все делают собственные исходники, а интернет вытерпит любой хронометраж. Ну и знают CNN на просторах постсоветского пространства неплохо, встречают как родных».

Эксперты отмечают, что не строили ожиданий по части беспристрастности и антифейковости CNN. Ведь канал - рупор Запада. Вещательная сеть транслирует интересы преимущественно одной из двух ведущих политических партий США, но с оглядкой на того, кто оказывается в Белом доме. А там не привыкли слышать не то, чтобы альтернативное мнение, а просто других.

Интервью Александра Лукашенко вызвало широкий резонанс. Его активно обсуждают в медиасообществе. Ведь репортеру CNN выпал уникальный шанс спросить Главу государства обо всем. Но он не проявил привычного для журналиста интереса. 

«В лице Мэтью Чанса Запад прислал в Беларусь и парламентера, и прокурора одновременно. Однако по результатам все обвинения выглядели настолько абсурдно, что срикошетили в репутацию самого Запада».

Николай Щёкин, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии Академии наук Беларуси: «Оно было очень интересным, открытым, честным и даже жестким где-то. Тон задавал не корреспондент, как должно быть, а сам Президент. И в этой тональности Президент Западу и гражданскому обществу западноевропейских стран задал, в принципе, риторический вопрос: что вы делаете, остановите своих руководителей. Мэтью Чанс себя чувствовал очень нервозно. Он не ожидал такой откровенности, такой фактуры. Они не привыкли к чистоте фактов, чистоте СМИ. И поэтому на протяжении последних нескольких десятилетий мы не видим правды в медиапространстве коллективного Запада. Со всех сторон идут фейки, ложь, мы сами на себе это испытали».

И свою репутацию фейкового телеканал закрепил окончательно в конце материала. Журналист отдельно появился в кадре и сказал, что это первое большое интервью Александра Лукашенко после выборов 2020-го. Тут согласиться сложно, вспомнив тот же «Большой разговор», интервью российским телевизионщикам, и, по сути, постоянное общение Александра Лукашенко с белорусскими журналистами. Опять фейк CNN и, наверное, желание утереть нос конкурентам из BBC. Полную версию канал все же выложил на свой сайт с задержкой в несколько часов! Но белорусский зритель увидел все сам – телеверсия в эфире белорусского телевидения. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by