Главная встреча недели, неформальная и многоформатная. А еще – полезная, своевременная и конструктивная. Такие отклики сопровождали переговоры Александра Лукашенко и Владимира Путина в Сочи. Неформальность подчеркивало отсутствие галстуков. А многоформатность встречи – перерывы. Лидеры после беседы покатались на лыжах и на снегоходах. А потом снова обсуждение. Отмечено, что диалог продолжался 6,5 часа. Об итогах встречи официально не сообщалось. Зато на следующий день последовал «созвон» Лукашенко и Путина. По телефону обсудили работу налоговой системы, кооперацию в ВПК, совместную оборону, информационное противоборство. Видно, что повестка самая актуальная.
Кто бы что ни говорил, но Лукашенко и Путин очевидно нередко сверяют часы. Это станет понятно и в Сочи, когда официальная часть переговоров продлится всего-то час. И хоть с последней личной встречи не прошло и полгода, нужно ведь понимать, что это было за время.
Попытки раскачать ситуацию внутри Беларуси, призывы к протестам и забастовкам, доносящиеся из Украины, Польши, Литвы, да и в целом Евросоюза. Отравление якобы «Новичком» российского оппозиционера Алексея Навального, а затем его возвращение на Родину, громкое задержание и последовавшие за этим протесты во многих городах России. Санкционное давление Запада – сначала с ним столкнулся Минск, но, похоже, и для нападок на Россию Евросоюзу дай только повод. Смена власти в США. Джо Байден не скрывает, что его установки по сдерживанию Москвы отличаются от предшественника – и с первых официальных заявлений Россия звучит в сочетании со словом «угроза».
Проблемой первого порядка остаётся пандемия коронавируса. Впрочем, разматывание внутриполитических проблем Минска и Москвы – отличный повод на Западе (отвлекает от собственных неурядиц). Мол, умирать в демократичной стране не всё равно, что при диктатуре. Не рассказывать ведь о том, что в избравшей свой путь Беларуси и COVID-19 сдерживают без локдаунов, и клиник хватает, и аппараты ИВЛ не в дефиците, да и выпуск вакцины наладили.
Российский «Спутник V» (именно его производят и в Беларуси) – на сегодня самая распространённая в мире вакцина от коронавируса, её поставляют в три десятка стран. Но всё же не в тех объёмах, чтобы привиться мог любой желающий. Не говоря уже о том, чтобы создать тот самый коллективный иммунитет, ведь для этого по меньшей мере у 70 процентов населения должны быть выработаны антитела к вирусу.
А здесь вспомните на минуточку о призывах оппозиции порвать всякие отношения с восточным соседом, будь это такие вот гуманитарные связи, экономические или по линии обороны. А теперь представьте, насколько уязвимыми станут позиции Минска, скажем, в вопросах внешней политики. Да и внутри страны многое завязано на этом сотрудничестве.
Официальному Минску то и дело ставят в упрёк финансовую поддержку Москвы, но ведь деньги-то не бесплатные, и тот, кто их инвестирует, в итоге в выигрыше. Будь то строительство атомной электростанции или потенциальный белорусско-российский проект по созданию нового азотного комплекса – его тоже обсудили в Сочи. Судите сами: комбинату по типу «Гродно-Азот» так или иначе быть, это выгодный проект. Однако создавать его с теми, кто сотрудничает путём угроз и давления, или с теми, кто выручает в сложной ситуации, – разница, согласитесь, принципиальная.
Это ещё одно подтверждение тому, что стратегических партнёров белорусский Президент выбирать умеет. Накануне сочинских переговоров Литве стало окончательно понятно: шантаж дорого обходится. Одни только порты в Клайпеде за день лишились трети всей перевалки. Белорусские нефтепродукты теперь будут отгружать в России. Почти 10 миллионов тонн в трёхлетней перспективе. Деньги примерно те же, а вот осадочка не будет.
Разговор после этого, кажется, тоже пошёл быстро. С другой стороны, о чём президенты договаривались, сидя в подъёмнике, не сообщалось. Но эти переговоры буквально прошли на высоте. Вообще их совместные катания на лыжах давно стали аллегорией в политической плоскости. Мол, «аккуратнее с палками, Александр Григорьевич» – вроде и шутка, а трактуется и как намёк на откровенность высказываний, свойственную белорусскому лидеру. Или вот видео на снегоходах с подписью «Лукашенко обогнал Путина» – скрытый смысл сам собой ищется, правда? Кто-то наверняка возразит: президенты ведь обычные люди, и иногда лыжи это просто лыжи. Только вот в политике случайности не случайны.
За обеденный стол президенты сели частично в горнолыжной одежде. Возможно, чтобы не тратить время. После российский президент проводил белорусского до машины, они тепло попрощались. А на следующий день созвонились и обсудили, как сообщают официальные источники, налоговую систему, противоборство в СМИ, кооперацию в ВПК и усиление обороны. Если с первым пунктом всё понятно, страны давно выравнивают условия для жизни людей и бизнеса в Союзном государстве, то формулировки, касающиеся обороны и военно-промышленного комплекса, – сигнал, отправленный за периметр Союзного государства. Позже уже из Кремля пришло сообщение: договорённости президентов стали фронтом работы правительств.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь Президента России: «Эта встреча была очень полезной, очень своевременной, конструктивной и откровенной. Президент России весьма позитивно оценивает ее итоги. Два президента говорили о том, что по линии экономических ведомств надо активизироваться, нужно особенно обратить внимание на взаимодействие в налоговой сфере. Говорили отдельно о координации усилий по линии силовых ведомств, в том числе министерств обороны. Скоро состоятся консультации между этими ведомствами».
Справедливости ради, больше половины белорусского экспорта приходится всё же не на Россию, здесь велика доля Европы. Но ведь и Александр Лукашенко часто говорит: на условиях равноправных партнёров Беларусь готова сотрудничать с любым государством. Однако тоже нужно понимать: чем сильнее давление на Беларусь и Россию, тем крепче эта связка. Конечно, у стран есть и проблемные вопросы, но общая угроза иначе расставляет приоритеты.
Подписывайтесь на нас в Telegram