Общенациональное телевидение

«Хорошие люди»: психолог и работник телефона доверия, которая знает, как звучит страх, растерянность, отчаяние

Читать на сайте ont.by

Новостная лента сегодня все чаще становится стресс-тестом. И все ли могут его пройти? Или самостоятельно справиться с личной драмой? Да и надо ли пытаться в одиночку? И если всем известно, что у страха глаза велики, то какой у него голос? Это точно знает человек у телефона доверия, на другом конце провода. Анна Волковец о том, кто всегда готов снять трубку.


Кажется, мы уже начинаем привыкать ко времени, когда со всего мира каждый день приходят тревожные новости. И проверку тем, как реагировать на происходящее, проходит каждый из нас. По официальной статистике Всемирной организации здравоохранения количество диагностированных депрессий с каждым годом растет и порой задать важные вопросы или поговорить на личные темы, которые не принято обсуждать в обществе просто не с кем. Новая история проекта «Хорошие люди» будет о человеке, который всегда готов снять трубку. О жизни на другом конце провода телефона доверия – Анна Волковец.

«У меня был звонок, который длился три с половиной часа. Он закончился тем, что девушка впустила скорую помощь, потому что она уже порезала вены… Меня зовут Гришаева Гуля, я являюсь сотрудником минского городского клинического центра психиатрии и психотерапии. Я работаю на телефоне доверия более 10 лет уже»

В 30 она поняла, что должна быть психологом, получила высшее образование в Москве и переехала жить в Минск. С тех пор ведет прием в городском центре, помогает разобраться со сложными жизненными ситуациями, а раз в неделю у нее 12-часовая смена на телефоне доверия. Благодаря таким людям номер доступен круглосуточно.

Такого, чтобы телефон молчал, она практически не помнит. Расстраивает, когда звонок становится чьей-то шалостью или способом найти собеседника на разговор в лучшем случае о погоде… И здесь нужно понимать ответственность – возможность бесплатная, на другом конце провода действительно профессионалы своего дела. Важно, чтобы в экстренной ситуации линия оказалась свободной.

Гульнара Гришаева, психолог Минского городского клинического центра психиатрии и психотерапии: «Понимаете… Любая проблема, на самом деле, серьезная, раз человек решил позвонить на телефон доверия. Он звонит и говорит о том, что он не хочет жить. И мы начинаем разговаривать и выяснять – что случилось, почему появилась такая идея – суицид – это ведь способ решения проблемы. Когда у человека других ресурсов для решения проблемы нет, он прибегает к суициду, и наша задача - помочь увидеть, что, возможно чего-то он не увидел».

Все, что происходит между Гульнарой и тем, кто звонит – строго конфиденциально. Нет ни имен, ни определителя номера. Специалисты телефона доверия крайне редко показывают лицо даже в интервью. Но мы очень просили поговорить о важном глаза в глаза. Ведь жизнь каждый день пишет новые сценарии, и никто не знает, когда телефонный звонок может оказаться единственным способом спасения. Привыкнуть к такой работе, конечно, невозможно, как и научиться отстраняться. Улыбается, что способ помогать один – любить свое дело.

Гульнара Гришаева, психолог Минского городского клинического центра психиатрии и психотерапии: «Перед каждым звонком ты волнуешься, потому что ты не знаешь, какая трагедия произошла у человека, и ты настроен помочь, насколько это возможно! Если, допустим, человек позвонил с изнасилованием, нужно поговорить, поддержать, но здесь важно обратиться к врачу, и в милицию, и, конечно мы говорим, куда дальше обратиться. Человеку нужен человек – так человек устроен. И когда мы проговариваем свою проблему… Появляются какие-то конкретные шаги, ты не настолько становишься бессилен и беспомощен. Когда ты сформулировал свою проблему, ты понимаешь, куда с ней дальше двигаться, и кто тебе поможет…»

Им звонят, когда больше некому. Когда стыдно, когда произошла трагедия и шок просто не дает принять решение… Люди из самых разных городов. Она знает, как звучит страх, растерянность, отчаяние и даже одиночество. И особенно хорошо знает, как важно понимать, что даже в самой, казалось бы, безвыходной ситуации где-то есть человек, который точно поднимет трубку. 

Гульнара Гришаева, психолог Минского городского клинического центра психиатрии и психотерапии: «С кем-то нужно просто поговорить, он говорит, что он одинок, и тебе надо поговорить и ты понимаешь, что ты помог человеку. Профессия психолога предполагает работу человек-человек, и когда ты получаешь хотя бы просто "спасибо" – этого достаточно, чтобы понимать – да, хорошо! Не зря!»

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by