На ближайшие сутки синоптики ещё прогнозируют до минус 24. За последнее время холод унёс жизни пятерых человек. Люди не только замерзают, но с приходом морозов всё чаще гибнут в огне.
Экстремальных нагрузок не выдерживает и оборудование. За ситуацией по всей стране следят корреспонденты телеканала ОНТ.
Пошёл ловить рыбу и едва не остался без рук. Могилевчанин Александр Будников в самый пик морозов устанавливал на озере приманки для судака. В итоге поймал четыре маленьких рыбёшки и тяжёлое обморожение.
Александр Будников, житель Могилёва: «Домой пришёл – чуть покалывали пальцы. Я в рукавицах был. А там снимаешь рукавицы, наденешь, пока карася нацепишь на приманку. А на утро, когда проснулся, – пальцы чёрные, опухли, кровяные подтёки были. И я вызвал сразу скорую».
А сосед по палате Валерий оделся не по сезону. Хотя и слышал прогноз погоды – до минус 28, но на работу пошёл пешком без варежек и шапки. У природы нет плохой погоды – не его случай.
Валерий Могдалов, житель Могилёва: «Руки в карманы – не спасло. Домой пришёл – ничего, присел, обогрел. А на утро уже посмотрел, что пальцы уже покраснели».
Оптимистичный прогноз врачей – две недели болезненных перевязок, но не исключено, что придётся ампутировать. Только в Могилёвской области за выходные с обморожениями госпитализированы более 30 человек. По стране уже сотни пострадавших от холода.
Евгений Лобан, заведующий ожоговым отделением Могилёвской больницы №1: «Каждый чувствует по-своему, но сценарий всегда примерно один: сначала холод ощущается, потом онемение наступает. Если посмотреть на конечности, то они бледные».
Болезненные раны и ампутированные пальцы – лишь малая дань, которую может потребовать лютый холод. Замёрзших намертво находят и в Быхове, и в Бобруйске, и в более южном Гомеле.
Михаил Качанов, заведующий Могилёвским областным центром экстренной медицинской помощи: «Чаще всего – это недооценка своих физических возможностей и алкоголь. Практически многие из этих людей находились в состоянии алкогольного опьянения».
Сгореть в мороз гораздо больше шансов, чем в жару. Эту истину спасатели не устают повторять жителям частных домов. Спасаясь от холода, люди испытывают на прочность своё отопительное оборудование, которое далеко не всегда готово к чрезмерным нагрузкам. Всего за сутки в Беларуси – 40 пожаров, в которых погибли 10 человек. Год огненного петуха с лихвой оправдывает название: за девять дней – почти 40 погибших. В основном люди сгорают и задыхаются ночью, когда печи и котлы никто не контролирует.
Спасатели напоминают, что топить печь нельзя более полутора часов, лучше разжигать её ненадолго по несколько раз в день. Из-за непростых погодных условий периодически нарушается и электроснабжение. За минувшие сутки свет пропадал в 76 населённых пунктах. В основном, в Логойском и Гродненском районах. Однако неполадки оперативно устранялись.
Валерий Поршнёв, заместитель главного инженера «Белэнерго»: «Где-то узкие места, связанные с перепадом температур, безусловно, натягивается провод, и может произойти его повреждение. Всё зависит от его технического состояния, но я бы не сказал, что нас холода застигли врасплох. Вообще электрические сети рассчитываются для работы до минус 40 градусов».
За исключением незначительных поломок на местных котельных, нет серьёзных проблем и с центральным отоплением. Во всеоружии не только дежурный персонал – на работу в круглосуточном режиме вывели и специальные ремонтные бригады, чтобы максимально быстро реагировать на любую неполадку. Старания белорусских ТЭЦ смогли оценить городские жители – в лютый мороз батареи стали гораздо горячее.
Например, Минская ТЭЦ-2 подаёт на тепловые узлы жилых домов сетевую воду с температурой 95 градусов по Цельсию. Для сравнения, в начале прошлой недели было около 70. Некоторые котельные в экстремальный мороз греют воду до 100 градусов. Закипать жидкости в трубопроводе не позволяет высокое давление.
Впрочем, согреться удаётся не всем. Едва ртуть на шкале термометра сдала позиции до отметки в минус 20, в многоквартирном доме на Солнечном переулке в Ратомке стали отключаться газовые котлы.
На вопрос – почему газовое оборудование не выдержало экзамен холодом – газовщики ответить затрудняются.
Павел Журов, начальник участка Центрального района предприятия «Мингаз»: «Проблемы в котлах нету, котлы все обслужены, поэтому ищем, ищем вопрос, в чём это всё заключается. И это будем решать в очень краткие сроки».
А ведь ещё накануне газовые котлы и вовсе хотели отключить. Отчаявшиеся жильцы стали бить тревогу и звонить во все возможные инстанции.
Дом новый. Жильцы зимуют в нём второй раз. Проблемы с отоплением были и в прошлом сезоне, хотя с таким сильным холодом новосёлы столкнулись впервые.
Виктория, житель дома: «Как сказал Мингаз, в том году специалисты, которые приезжали, шахта, которая забирает воздух, она не утеплена совершенно. И поэтому холодный воздух поступает, а эта труба – на выход тёплого воздуха, углекислого газа, получается, собирается конденсат – холодный с горячим. Потом очень сильные морозы – собирается лёд, и здесь в самой системе в трубочках собирается лёд, и не поступает воздух, выбивает ошибку».
То, что дело не в котлах, а в вентиляционной системе, предполагает и председатель жилищного кооператива.
В какой-то момент жители стали опасаться повторения борисовской трагедии и вызвали независимых экспертов. Газовые котлы решили тщательно проверить.
Виктор: «В этих котлах должны быть установлены какие-то другие клапаны – изначально от завода-изготовителя. Когда приезжала независимая экспертиза, они проверяли – совсем другие клапаны стоят. Не те, что должны заводом-изготовителем стоять. Здесь уже вопрос есть к застройщику».
Чтобы уменьшить тягу, газовщики предлагают, как вариант, сделать в шахтах несколько перегородок. Застройщик дома в решении проблемы участия пока не принимает.
Пока в Ратомке пытаются согреться, деревня Гаище Логойского района, изнывает без воды.
Морозов не выдержала водонапорная башня. Замёрз манометр, и насос перестал работать. Местные коммунальщики исправили неполадку, но помогло это не всем – теперь воду в дома не пускают замёрзшие трубы.
Алексей Кречко, житель деревни Гаище: «Вот здесь люк, а примерзает она по дороге. Два метра под землёй – два кольца получается. И она пошла по прямой, труба, вот так вот, к дому. Здесь – на метр ниже. И вот в этом месте она перемерзает».
Татьяна Григоряк, жительница деревни Гаище: «Вода не проходит к жильцам. Вот у Алексея двое маленьких детей – что им теперь делать?»
В Логойском комхозе заверили – по центральному трубопроводу вода течёт. Проблемы начинаются с так называемых врезок – ответвлений, которые ведут к отдельным домам. Многие из них производились без проектно-сметной документации, и нормы ввода не соблюдались.
Константин Шепинский, директор РУП «Логойский комхоз»: «Врезки не оборудованы колодцами, через которые можно было бы оказать воздействие на трубопровод, то есть продуть его или прогреть. Вот это сегодня вызывает определённые моменты. Мы продумываем вопросы об их решении. Где-то отогреваем землю или подвоз обеспечиваем воды».
И если с подвозом питьевой воды перебоев уже нет (хотя её качество вызывает вопросы у жильцов), то тех, кто займётся замёрзшими трубами, в деревне всё ещё ждут. А пока на севере Беларуси морозы в выходные поставили новый рекорд: ночью в Езерище и Городке температура опустилась почти до минус 34,5 градусов. В Оршанском и Ушачском районах на несколько дней отменили занятия в школах. Тем временем, ГАИ на некоторых трассах ограничила допустимую скорость, так как при сильном морозе снижается эффективность антигололёдных средств. И, невзирая на то, что со среды обещают потепление, эти меры ещё пригодятся. На смену арктическому холоду идут метели и шквалистый ветер.
Подписывайтесь на нас в Telegram