Два года местный «Жилкомхоз» недоочищал стоки от деревообрабатывающих предприятий, до безопасных показателей.
Отметим, что опасные отходы в воду не сбрасывали. Речь идёт о том, что попадало в канализацию после дождя и снега, но и этого оказалось достаточно, чтобы навредить местным рекам.
Эти стоки официально промышленными не считают. В свободной экономической зоне «Могилёв» деревоперерабатывающих предприятий несколько. Вода, которая попадает с их складов и территории в общую канализацию (с учётом того, что там она очищается), опасной не считалась. Пока под особым контролем 14 веществ, в том числе и формальдегид. Одно за одним в сбросах экологи начали фиксировать превышения.
Константин Тепляков, заместитель председателя Могилёвского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды: «С 2015 года сначала единичные случаи, потом всё чаще. Предприятия развивались, строились новые, вводились новые. Древесина стала завозиться на промышленные площадки в больших объёмах, это повлекло большее загрязнение поверхностного стока».
Формальдегид в древесине содержится в небольшом количестве пока речь идёт не о тоннах брёвен. Последняя проба, взятая от ливневых стоков одного из предприятий, превышает нормативы в десятки раз.
Случай мора единичный, но именно после этого происшествия список веществ, которые нельзя сбрасывать в реки, расширили с трёх до 14. Технически стоки принадлежат могилёвскому «Жилкомхозу». По договору, коммунальники должны доочистить воды до нормативов при условии, что пришли они с показателями, прописанными в документе. Однако уложиться в требования не получается. Стоки от промышленников – с превышениями, а система доочистки не справляется. Не приспособлена.
Игорь Кузьмин, начальник отдела предприятия «Жилкомхоз»: «Они могут очистить от части нефтепродуктов, PH. Картриджи на очистных сооружениях меняем своевременно, по технологии, но для очистки от формальдегида они не предусмотрены или, вероятнее всего, не проверялись».
Системы очистки и проектировались с гораздо меньшей нагрузкой. Тогда и подумать никто не мог, что в «ливнёвках» окажется целая таблица Менделеева, да ещё и в такой концентрации. Итог – реки Дегтярка и Величанка серьёзно пострадали. За то, что попадает в реки, в данном случае ответственны коммунальщики. Ведь в итоге воды после очистки сбрасывают они. Штрафом дело не ограничится. Отвечать придётся перед законом, начался уголовный процесс.
Виктория Крипень, помощник прокурора Могилёвского района: «В 2017-2018 годах могилёвский «Жилкомхоз» осуществил неоднократный сброс сточных вод от субъектов свободной экономической зоны «Могилёв» в реку Дегтярка. Этим причинён ущерб окружающей среде на сумму более 28 тысяч рублей. Санкция за указанное преступление предусматривает наказание от исправительных работ до трёх лет решения свободы с лишением права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью».
Сейчас сброс ливневых стоков прекратился, каналы перекрыли. В «Жилкомхозе» готовятся отстаивать свои права в суде, а предприятия – ищут способ избавляться от сточных вод по правилам. Решением вопроса может стать модернизация уже существующих очистных сооружений или строительство новой, более совершенной очистной системы для всего участка свободной экономической зоны.
Подписывайтесь на нас в Telegram