Общенациональное телевидение

Греция: левый поворот

Читать на сайте ont.by

Неделю назад Греция сделала ультралевый поворот. На внеочередных выборах к власти пришла коалиция «Сириза», лидер которой Алексис Ципрас уже принёс присягу как премьер-министр, представил новое правительство и успел шокировать председателя Европарламента.

Дело в том, что Греция осмелилась заявить, что не согласна с общеевропейской позицией по поводу России. И требует отмены санкций. Также Ципрас заявил, что выступает против навязываемых грекам мер жёсткой экономии. Что будет добиваться списания госдолга, который вдвое превышает бюджет страны. Иначе Афины не видят смысла в своём участии и в Евросоюзе, и в еврозоне. Впрочем, Ципрас оказался не слишком твердокаменным. К вечеру пятницы уже вовсю тиражировали его «откат». Дескать, мы за Европу и плохими мальчиками для Брюсселя не будем. Во всяком случае, так перевели его выступление на «Евроньюс».

Но это – просто иллюстрация. Корни греческих проблем, конечно же, гораздо глубже. Наш специальный корреспондент вернулся из Афин, где выяснял, какие надежды греки возлагают на новую власть? От чего бежит эта страна? И во что готова поверить?

Мы разговариваем с секретарём министра развития Греции. Деспена во время сиесты охотно рассказывает о себе: закончила университет и вот уже 11 лет работает госслужащей. Она – одна из тысяч чиновников, которые вот уже несколько лет живут в постоянном страхе быть уволенными. Распоряжение о сокращении аппарата пришло в министерство развития три года назад.

Деспена Эфтимиу, секретарь министерства развития, конкурентоспособности и водного транспорта Греции: «Мне повезло, меня не уволили. А вот моих коллег попросили. Кого сразу уволили, кому-то временно приостановили работу, но никого пока не восстановили. И они до сих пор ждут. Работы нет. Я не знаю. Может, “Сириза” поможет…»

На «Сиризу», которая выиграла последние парламентские выборы, у греков большие надежды. Этой коалиции левых радикалов всего-то десять лет, но она сумела объединить сразу 18 партий – здесь и еврокоммунисты, и троцкисты, и «зелёные», и демократы. В уютных кафе греки до сих пор обсуждают, почему партия всего за десять лет смогла стать лидером и завоевать половину мест в парламенте? И как люди смогли ему поверить? Ему – это Алексису Ципрасу, 40-летнему инженеру-строителю, политику-дебютанту.

Один из самых известных архитекторов Афин перебирает чётки, вспоминает, как всё начиналось и делает вывод – новый выбор греков и, по сути, пощёчина Евросоюзу должны были случиться. Сначала, говорит, наши горе-политики не смогли управлять экономикой сами, потом набрали кредитов, а когда деньги попросту «проели», стали просить ещё. Европа выручила, разумеется, в обмен на жесткие государственные реформы. Сегодня в Греции, пожалуй, нет семьи, которой бы не коснулись сокращения, урезания пособий и зарплат, повышение пенсионного возраста. Но экономическая ситуация от буквально навязанных Брюсселем реформ лучше не стала. Больше всех пострадало сельское хозяйство – фермерам приходилось буквально уничтожать свои урожаи, чтобы втиснуться в прокрустово ложе европейских квот.

Христос Панос, архитектор, представитель партии «Сириза»: «Политика Меркель? Слушайте, они фактически убили весь юг Европы! Испания, Италия, Португалия! Они просто нас уничтожили! Чтобы вы поняли: в Греции 11 миллионов населения, а 3 миллиона из них – это безработные люди. Вот в чём дело!»

Ангела Меркель для греков, пожалуй, самая противоречивая фигура. С одной стороны, евросоюзовская Греция – это её персональный проект и она готова поддерживать эллинов и дальше. Но пяти лет накачивания деньгами не хватило. Поэтому на афинских улицах про германского канцлера можно услышать разное. Тем более, у греков очень хорошая память.

В мае 1941 года над афинским Акрополем развевается флаг с немецкой свастикой. Вермахт хозяйничает на полуострове до 1944 года, грабит и убивает. И поэтому тема репараций для Греции по-прежнему актуальна. Всё дело в том, что нацистская Германия в 1942 году вынудила Центральный банк Греции выдать беспроцентный кредит в полмиллиарда немецких марок. Сейчас эта сумма уже трансформировалась до десятков миллиардов евро и до сих пор не возвращена. Поэтому когда Евросоюз во главе с Германией говорит Греции: возвращайте долги XXI века, – Афины отвечают: вы ещё за ХХ век не расплатились!

Кстати, в самой Германии полагают, что никому ничего не должны. Вольфганг Босбах в партии Ангелы Меркель, да и в самом бундестаге, не последний человек. И считает, что уже в самое ближайшее время Греция столкнётся с ещё большими проблемами.

Вольфганг Босбах, председатель комитета Бундестага по внутренним делам: «Нет никаких правовых оснований требовать вернуть долги ФРГ за Вторую мировую войну. В этом году уже 70 лет с момента окончания этой войны. И Греция никогда не требовала компенсаций, потому что у них были на это причины. И если они считают, что Германия должна соблюдать европейскую солидарность, то я спрашиваю, какая страна проявляет больше солидарности, чем Германия! Тот, кто людям всё обещает, должен, наконец, объяснить, как он собирается всё это финансировать. Если он считает, что мы ослабим условия кредитов, то он ошибается».

В Европе полагают, что греки сами довели страну до преддефолтного состояния, когда голосовали за тех, кто призывал «жить в долг». Но сами эллины аргументируют: деньги просто попали не в те руки! Всего за последние годы Греция взяла взаймы около 250 миллиардов евро. А теперь взгляните, куда пошли эти деньги: 15% ушло на реструктуризацию ранних долгов, ещё 20% – для поддержки греческих банков, а более половины –150 миллиардов – на элементарные выплаты процентов по уже существующим кредитам. И лишь только 2-3% дошли до обычных людей – в виде зарплат. Пособий и пенсий.

В ближайшее время Грецию и Евросоюз ждут серьёзные переговоры. К тому же Афины не раз угрожали выйти из зоны евро. Сразу после объявления результатов выборов в Греции общеевропейская валюта опустилась до минимального за 11 лет уровня к доллару. И Брюссель и Афины находятся в некотором ожидании – что дальше? Попробуем спрогнозировать, как может развиваться ситуация. Брюссель намерен по-прежнему требовать жёсткой экономии, Афины – против. Тогда Евросоюз говорит о возврате долгов, но Греция намерена добиться или частичного списания, или реструктуризации. Брюсселю на это идти нельзя – прецедентом воспользуются закредитованные Испания, Италия, Португалия. Ага, списания долгов не будет? Тогда Греция ставит Европе ультиматум и намекает на вполне возможный выход из ЕС. Это вызов для Брюсселя. Проект под названием «Европейский союз» под угрозой. В том, что такие заявления вовсе не шутка, греческие политики ясно дали понять, когда на этой неделе не согласились с новым пакетом санкций против России. И как теперь Евросоюзу сохранить лицо, а Греции – избежать дефолта?

В Грецию Ольга Крутоверцева приехала 20 лет назад. За это время на «отлично» окончила один из престижных афинских вузов – университет политических и социальных наук, открыла компанию и теперь помогает получить образование выходцам из постсоветских стран. Она ещё десять лет назад предупреждала греков: готовьтесь к худшему. Но те не слышали. Вдобавок у многих в Европе сегодня сложилось мнение, что греки не торопятся работать. Их стиль жизни – вечная сиеста.

Ольга Крутоверцева, консультант по работе с государственными структурами Греции: «Государственный аппарат настолько раздут, что даже похлеще, как у нас когда-то при Брежневе. И тот, кто работает в государственном аппарате, он получает безумные зарплаты за ничегонеделание. Это бюрократия. И это нельзя никак выгнать. И получаешь же… Помимо зарплаты, ещё по три-четыре пособия. И вот именно из-за них и говорят, что греки ленивые. Они ничего не делают! Приходили на работу, до 12 пили кофе, потом перекладывали бумажки, и в 14 уходили. Они абсолютно ничего не делали и жили в шоколаде. А простой народ, трудящиеся, бизнесмены – они пахали, они работали очень много всегда».

Ольга предлагает заглянуть в университет и спросить у студентов, лентяи ли греки? Те сразу обижаются. Сельское хозяйство практически уничтожено. Остались только море да историческое прошлое. Вот и весь собственный заработок. Остальные отрасли развиваются исключительно за дотации и с разрешения Евросоюза. Поэтому рассчитаться по долгам стране непросто.

В редакции главного печатного органа партии «Сириза» никакой сиесты. Сегодня в печать подпишут сразу два номера. А главный редактор газеты «Заря» и главный спичрайтер Ципраса предупреждает: для общения только 10 минут.

Никос Филис, депутат греческого парламента от партии «Сириза»: «Мания величия и стремление госпожи Меркель взять всё в свои руки и германизация политики Евросоюза дошла до точки кипения. Мы всё больше и больше видим, как люди, политики и элита стран высказываются о том, что это должно уже, наконец, остановиться. И мы должны пойти уже по другому, более демократичному пути».

Но на вопрос, где же тогда стране брать деньги, новоизбранный депутат парламента не отвечает. Здесь прекрасно понимают: выбор сделан, но жизнь не стала лучше. И вряд ли пока станет. Евросоюз и Греция должны перегрузить свои отношения. Шантаж – или вы нам снова дадите денег, или мы хлопнет общеевропейской дверью – уже не сработает. Алексис Ципрас к концу недели стал осторожно дистанцироваться от своих же предвыборных заявлений и настраиваться на переговоры с Брюсселем. Но наследство ему, стоит признать, досталось незавидное. Надо полагать, новый греческий премьер знает, что со всем этим делать, чтобы, уже став легендой, через годы остаться позитивным мифом новой Греции.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by