Вторая мировая. Шесть лет тотальных разрушений, тысячи населённых пунктов просто стёрты с лица земли… Сколько культурных ценностей было утрачено!
Фашисты не смотрели ни на что, тем более на историческую значимость зданий. Многие города, в том числе и столицы европейских государств, лишились значительной части архитектурного наследия. Что уж говорить про белорусскую землю! В нашей стране, ставшей без преувеличения главной ареной сражений Второй мировой, осталось, откровенно говоря, довольно мало довоенных построек и памятников архитектуры.
К слову, в Минске, сохранить часть довоенных зданий удалось благодаря мужеству и героизму наших солдат. Узнав, что немцы минируют уцелевшие здания, советские войска ускорили освобождение белорусской столицы. После ожесточённых боёв 3 июля под утро наши войска прорвали линию обороны.
Одним из первых в Минск, подавляя огневые точки врага, ворвался экипаж командира танкового взвода Дмитрия Фроликова. Под вражеским огнём танк пронёсся по Советской улице. В честь подвига танкистов, освободивших Минск, в 1952 году у Окружного Дома офицеров установили памятник – легендарный Т-34. На башне – звёздочка и номер Л-145. Эта боевая машина – символ освобождения столицы.
Есть мнения, что это и есть именно тот первый ворвавшийся в Минск танк. Но это не так. Бронемашина героя Советского Союза, это звание Дмитрий Фроликов получил за освобождение Минска, сгорела в бою в феврале 1945 в городе Кибартай. Пал смертью храбрых и герой-танкист.
Буквально с первых дней освобождения Минска началось восстановление столицы и других городов Беларуси. Постепенно, возвращаясь к мирному укладу, жители освобождённой страны буквально из руин поднимали свои города и деревни. Масштаб разрушений многих городов трудно сегодня представить. Первыми восстанавливать свой город стали гомельчане. Сразу же после освобождения города осенью 1943.
Немцы были уверены – Витебск станет непреступной крепостью: три оборонительных рубежа, минные поля, в жилых домах миномётные и пулемётные точки. Но в июне 1944 Советская Армия, после ожесточённых боёв, всё же отбила город у врага.
26 июня – день освобождения Витебска. А уже 27 появились первые новости о восстановлении разрушенного города. Пожелтевшие страницы летописи того времени хранятся в фондах областного краеведческого музея. Кто из сотрудников вёл дневник неизвестно, но тот факт, что сегодня эти записи бесценны – очевидно.
Сразу после освобождение города, у каждого взрослого жителя появился новый документ – участник восстановления Витебска. Водопровод, хлебопекарня, железная дорога, заводы и комбинаты – строительство развернулось по всем фронтам. Работы предстояло немало.
Ольга Давидовская, главный хранитель фондов Витебского областного краеведческого музея: «Школы есть на этих снимках, разрушенный Витебск, это водокачки, мосты, это целые панорамы города, можно увидеть масштабы разрушений».
Валерий Семёнович и сегодня помнит, каким он увидел Витебск в августе 1945. По этому мосту его 5-летним мальчишкой везли на тачке мама с тётей, а он только успевал с высоты смотреть по сторонам.
На левом берегу Двины, тогда 75 лет назад возвышалось всего одно здание. В годы войны Витебск сильно пострадал, был разрушен на 93%.
Западная Двина в годы войны – важнейший оборонительный рубеж фашистских войск. Вслед за Витебском, в длительной осаде готовили и Полоцк. Два города называли «Воротами в Прибалтику». Отступая, фашисты сравняли город с землёй. Стоя на этом берегу Двины можно было легко рассмотреть руины железнодорожного вокзала, а он в километре отсюда.
Константин Нарейко, ведущий научный сотрудник «Музея боевой славы» Полоцкого национального историко-культурного музея-заповедника: «Полоцк по приказу Гитлера, как и другие города, как и Витебск, как и Могилёв был превращён в своеобразную крепость, и комендант Полоцка давал клятвенное заверение Гитлеру о не сдаче города».
Подвигу освободителей города позже Юрий Визбор посвятит песню. 23 гвардейца ценой жизни отстояли единственный не взорванный мост.
Нина Озерникова, житель Полоцка: «Папа говорил, что на голые камни, но мы вернёмся на родину в город Полоцк. Тут стояли деревянные домики их тут уже не было, потому что всё горело, все было разрушено».
Как восстанавливали и наводили в городе чистоту Нина Владимировна Озерникова может рассказывать часами. С семьёй она вернулась в город сразу после Победы и сейчас любит гулять возле пожарной части, с ней они ровесники. В послевоенные будни она была учителем, а по выходным все становились строителями или дворниками, рабочие руки на улицах разрушенного Полоцка нужны были всегда.
Как было и как стало, спустя семь десятилетий, особенно ярко в своих работах демонстрирует витебский фотограф – Виктор Борисенков. Ради нужного ракурса ему порой приходится сделать не один десяток снимков, чтобы в итоге получился тот самый, который берёт за душу.
Виктор Борисенков, краевед, фотограф: «Это были коробки обугленные, сожжённые, поэтому посмотреть, как это место выглядело в 1944 году и посмотреть, как это выглядит сейчас, это очень интересно».
Прошли десятилетия. Разрушенные города, дома и промышленные объекты, детские сады и больницы были отстроены заново. Регион живёт и развивается. От разрушений военных лет сегодня практически ничего не осталось. Лишь на гранитных плитах памятника в центре Витебска, который устоял в годы войны, видны следы от разорвавшихся снарядов. Здесь решено оставить всё как есть, «чтобы помнили».
Подписывайтесь на нас в Telegram