Главный закон Беларуси уже в ближайшее время претерпит изменения. С чего вдруг понадобился пересмотр? Таким вопросом задались многие. Однако все довольно прозаично и обыденно. Пересмотреть важнейший свод правил, обладающих высшей юридической силой, вынуждает сама жизнь. Об этом на встрече с руководителями конституционных судов зарубежных стран заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Очень ускорились процессы. Наша Конституция начинает немножко отставать. Я попросил именно специалистов Конституционного суда, чтобы они внесли свои предложения по возможному совершенствованию нашей Конституции. А потом мы сядем и обсудим».
Изменения правил, продиктованные жизнью, чаще всего приносят реальные бонусы, приносят пользу. Во всём разобраться нам поможет футбол. Два элемента игры, которые знакомы всем: жёлтая карточка – предупреждение, красная – удаление. Чаще всего судья их показывает за грубость и попытку умышленно нанести сопернику травму. В самой первой редакции правил карточек, без которых сегодня представить игру невозможно, не было. Их впервые применили на чемпионате мира в 1970-м, то есть спустя более века так называемая конституция футбола была дополнена.
Если правила футбола тормозят развитие футбола, то правила нужно менять. То же самое и с правилами жизни общества, то есть Конституцией. Общество за 25 лет поменялось. Может быть, в чём-то поменялись правила, по которым бы мы хотели жить? Вспомните 1994-й. Это ведь было совсем другое государство, и обстановка вокруг была другой. Реагировать на это нужно – и так делали все страны мира, начиная с Соединённых Штатов.
25 лет Конституции – это вроде и не самый большой юбилей, но как изменилась жизнь людей, которые по этой Конституции живут. На фоне экономического и политического хаоса в первые годы после распада СССР страна делала первые шаги в новом этапе абсолютной независимости. Главный документ тогда был призван стабилизировать жизнь общества. Но спустя 25 лет просто стабилизации уже мало.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «В ближайшее время в Беларуси будет или новая Конституция, или будут вноситься правки в действующую».
Президент говорит об этом не впервые, ещё чаще про изменения или дополнения в Конституцию можно услышать в кулуарах. Значит ли это, что в начале 90-х разработчики Конституции ошиблись? Нет. Тогда стране был нужен именно такой главный документ – с сильной властью, чтобы найти ту самую стабильность и, откровенно говоря, не потерять независимость.
Григорий Василевич, председатель Конституционного суда Беларуси (1996-2008 гг.), генеральный прокурор Беларуси (2008-2011 гг.): «У нас было несколько вариантов в тот период, когда мы работали над текстом Конституции. Проектов было более десятка. Рассматривались различные комбинации властных отношений, в том числе шла речь о парламентской республике, где парламент обладает большими полномочиями, чем даже Верховный Совет. И был проект, который предусматривал более сильную президентскую власть, где Президент – глава государства и исполнительная власть».
Именно такую Конституцию 15 марта 1994 года и выбрал белорусский народ. Тогда в обществе был запрос на сильную централизованную власть. По этому документу позже, и это очень важно, избирался Александр Лукашенко. Но прошло 25 лет. И уже сам Глава государства признаётся: сегодня мы готовы к сильным институтам власти.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мне задают часто вопросы и даже публично иногда: “Хотел бы ты оставить эту Конституцию своему преемнику?” Я честно и прямо говорил: “Нет! Я бы не хотел”. Да, мы и этап тот уже прошли, когда нам нужна была сильная власть, как у нас есть. Надо нагружать властными полномочиями другие структуры и ветви власти».
Ключевой вопрос: что такое Конституция? Это ведь не полный перечень правил жизни общества и государства, есть ведь законы, кодексы и декреты.
Александр Ивановский, профессор кафедры правовой информатики Академии МВД Беларуси: «Она рождает костяк архитектуры, основу всего управления и взаимодействия человека и общества, ставя в центр человека. Хочу обратить внимание, что наша Конституция ставит на первое место человека, а государство – на следующий этап. В противоположность западным Конституциям, где государство на первом месте, а потом – человек».
В Конституции важно и её исполнение, то есть какие законы в рамках конституционного текста принимаются. Основной документ и называется основным потому, что это генеральный вектор. Но суть часто в деталях. В своевременном принятии решений мы начинаем отставать. Когда нам нужен закон сегодня, он выходит, пройдя всю вертикаль власти вплоть до Президента, спустя год.
Александр Ивановский, профессор кафедры правовой информатики Академии МВД Беларуси: «Нагрузки будет больше на исполнительную власть, на власть законодательную, это тоже связано с изменениями. Сама техника принятия, сам темп изменения законодательства не в полной мере удовлетворяет нас».
Конечно, при таком подходе на парламент и правительство будет возложена функция принятия решений. Часть ответственности с Главы государства может быть переложена на премьера или спикеров. Для них, кстати, не факт, что это благо. Наши институты за 25 лет привыкли: если что-то не так, то вопросы будут к Президенту, его же подпись на документе.
Наша демократия сейчас другая, но от того не хуже западных. Да и сама Конституция – это симбиоз идей Советского и Европейского союзов.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Суперноваций в нашей Конституции нет: мы взяли что-то приемлемое для нас из нашего прошлого, но совсем немного, все остальное мы заимствовали. Мы учились не только у своих соседей, но прежде всего у них, потому что они близки нам по развитию, со многими мы были в одном государстве. Но многое и многое мы заимствовали у оплотов демократии, прежде всего Франции и Соединенных Штатов Америки».
И вот здесь мы подходим к очень важному моменту: что такое демократия, например, Соединённых Штатов? Просто перечислим то, что США считает своим верховенством права: свобода слова и религии, запрет произвольных арестов, право обвиняемого на суд присяжных, судебный иммунитет отдельных штатов, прямые выборы в Сенат и активное избирательное право с 18 лет. Кажется, из основного ничего не забыли. Всё это – не исходная Конституция США, а поправки к ней под номерами 1, 4, 6, 11, 17 и 26 соответственно. И поправки в основной американский закон были разными: от отмены рабства до последней, 27-й, про зарплаты сенаторов. Нет в мире Конституций, которые бы не дополнялись. Вопрос лишь во времени и в своевременности.
Инета Зиемеле, председатель Конституционного суда Латвии: «И государству, и институциям государственным более быстро надо работать и реагировать на эти новые требования. Для конституционных судов, и моего тоже, возникают новые вопросы».
Если корректировки не будет, то Конституция либо будет тормозить развитие стран, либо, что ещё хуже, не будет исполняться. Зачем тогда такой Основной закон?
Григорий Василевич, председатель Конституционного суда Беларуси (1996-2008 гг.), генеральный прокурор Беларуси (2008-2011 гг.): «Чем старше Конституция, тем больше она вызывает уважения. Как я понял, Президент говорит о том, чтобы усилить законодательную и исполнительную ветви власти. Парламент нынешний несколько в тени остаётся на политической сцене».
Как и судебная, и исполнительная ветви власти… Нужны нам изменения? Пожалуй, да. Какими они будут? Мы пока не знаем. Хотя бы потому, что пока мы сами их не принимали. Но в том, что решать, как и 25 лет назад, будет народ, сомнений нет.
Карточки – далеко не единственное дополнение в правила игры. Судья раньше о нарушении сигнализировал белым платком, а не свистком. Нельзя было делать замены, даже если у футболиста тяжёлая травма. При равном счёте, вместо пенальти, судья подбрасывал монетку – кто угадал, орёл или решка, тот и победитель. Изменения сделали игру справедливой и соответствующей времени. Из последнего – применение технологии VAR (видео-помощь арбитру, когда спорный эпизод можно пересмотреть).
Футбол изменили технологии, а технологии сделало новое общество. Как раз новое общество Беларуси сейчас, кажется, готово к изменениям в Конституцию. Главное – какими они будут. Впрочем, это выберем и утвердим мы, белорусский народ.
Подписывайтесь на нас в Telegram