Уничтожение памятников, а главное – исторической памяти стало своеобразным трендом для европейских стран.
Вот она новая война столетия – война памяти. Ожесточенная борьба против символов прошлого.
Волна сноса памятников за последние годы прокатилась особенно по странам Прибалтики и Польше. Природа событий на поверхности: в угоду политическим режимам и новые ориентиры. Герои становятся изгоями, победители – поверженными. Вот только здравости остается все меньше. О том, что историю нужно чтить и извлекать из нее уроки, на Западе задумываются все меньше. А ведь, кажется, именно так рушится нравственность нации?!
Очередное кощунство. Подчистую стереть память о подвиге красноармейцев в борьбе с фашизмом. И это в преддверии дня Победы. В польском Глубчице снесли монумент, установленный в 45-м в благодарность советским воинам. Процесс превратили в шоу: прямая трансляция, выступление местных властей, а за их спинами безжалостно работает техника. Это не просто сносят бетон, так переписывают историю.
Началось это буквально под праздничные салюты 45-го. Уже мало кто вспоминает, а ведь горячая фаза боевых действий могла вспыхнуть вновь. В октябре 1998 года в мировой печати были опубликованы первые сообщения о военных планах кабинета Уинстона Черчилля в отношении Союза, разработанные весной 1945 г. Ключевой факт – разработка экстренной операции «Немыслимое». Согласно этому плану, англо-американцы намеревались внезапно напасть на позиции Красной армии. Благо, задуманному осуществиться было так и не суждено. Но точку в противостоянии не поставило.
И вот прошли десятилетия, как закончилась Вторая мировая война. За эти годы выросло несколько поколений. Изменилась политическая карта планеты. Нет Советского Союза, который одержал сокрушительную победу над нацизмом и спас весь мир. Но есть потомки героев, совершивших этот подвиг. И для многих на постсоветском пространстве День Победы остается главным праздником. Для многих, но не для всех. В Молдове пообещали штрафовать за ношение георгиевской ленты в День Победы. Теперь борьбу с символами той Победы принято называть «историческая политика». Если проще – набор представлений о прошлом, которые для той или иной страны считаются правильными. Правда, для многих то самое правильно – это вычеркнуть страницы из истории или их фальсифицировать. Как правило, в угоду политической конъюнктуре. Ведь хоть боевые действия в 45-м и закончились, противостояние Восток – Запад истязает планету по сей день.
Что ж, Украина оказалась слишком легкой добычей. Там напрочь забыли о зверствах нацистских палачей и их прислужников. Киевский режим годами всевозможными способами неонацизм лишь поощрял. Предателей и убийц возводили в ранг героев. Впрочем, у радикалов свое извращенное понимание святого. К тому же, вот уже несколько лет официально нет такого праздника, как День Победы в Великой Отечественной войне. В 2015-м его переименовали в День Победы над нацизмом во Второй мировой. Чего уж удивляться?!
По данным опроса, в 2010 это был один из самых важных праздников, так считали 58% украинцев. По популярности День победы уступал лишь Новому году, Рождеству и Пасхе. К 2021 году его популярность упала вдвое и уже только 30% считали его наиболее важным праздником. А в этом году осталось только 13% сторонников. Правда же есть ощущение, что не за это боролись наши деды и прадеды?!
Очевидно, это новая реальность: выросло несколько поколений, которые знают о той страшной войне в лучшем случае по учебникам. Поэтому именно современная молодежь чаще всего и становится жертвой тех, кто пытается возродить идеологию и символы нацизма, оправдать геноцид. Собственно, о чем дальше можно говорить, если в Киеве уже мало кто вообще помнит о зверствах фашистов.
Масло в огонь в ситуации на Украине то и дело подливает НАТО. Что и неудивительно, альянс был создан на фундаменте армии гитлеровской Германии. В штабных структурах НАТО то и дело появлялись и высокопоставленный нацистский генералитет. Так, Адольф Хойзингер во время Второй мировой был начальником оперативного отдела Генштаба сухопутных войск Германии. А в 1961 году он стал председателем военного комитета НАТО. Именно Хойзингер заложил основы развития военных теорий объединения, по которым альянс действует до сих пор. По тем самым, благодаря которым риторика вроде как и миролюбивая, но реальность же от этого далека.
Впрочем, на карте мира есть страны, где героизации фашизма – табу. Это Беларусь и наш ближайший союзник – Россия. И пока европейцы корректируют память о войне, еще и чтобы обелить себя, оправдать собственную пассивность, а местами и трусость в годы борьбы с нацизмом, в нашей стране на всех уровнях «строгое нет» любому мало-мальскому проявлению тех преступных идеалов. Взять хотя бы принятый закон «О недопущении реабилитации нацизма». И это лишь маленькое зернышко в большой политике государства. Корни которого, конечно же, на высшем уровне.
Вот только миру впору одуматься – призывал не раз Александр Лукашенко. С Беларусью-то все понятно. Свою Победу не отдадим.
Именно потому сегодня как никогда актуален вопрос сохранения исторической памяти. Ее обесценивание – путь к утрате государственности. Поэтому именно сейчас, в условиях информационных и гибридных войн, нам всем нужна правда. В ней ведь, как известно, сила. И нации в том числе.
Подписывайтесь на нас в Telegram