Общенациональное телевидение

«Если Байден хочет мира Украине – мы его в Минске готовы принять». Лукашенко ответил на вопросы журналистов иностранных и белорусских СМИ

Читать на сайте ont.by

О войне и мире, отношениях с Западом и Востоком, «демократической диктатуре» в Беларуси и зачем Александр Лукашенко приглашает Байдена в Минск. Президент сегодня снова – главный ньюсмейкер, и не только в белорусском медиапространстве. Глава государства ответил на вопросы журналистов. Встреча получилась необычная – и по форме, и по формату, и по содержанию. А еще по географии участников – во Дворце Независимости представители СМИ едва ли не со всех континентов – от США до Японии. 


Встреча получилось спонтанной, в президентском графике она не значилась, но как скажет Александр Лукашенко – не смог не откликнуться на просьбу зарубежных гостей. Предсказуемо не обошлось без вопросов с претензией на провокацию, а где-то и откровенных штампов. Но это тот случай, когда важнее и запоминаются именно ответы и аргументы – местами жесткие и эмоциональные, но предельно откровенные. И это то, что для многих, особенно западных журналистов, недосягаемо в общении с собственными политиками. 

Разговор длился более трех часов, очень много говорили об Украине и о том, что происходит вокруг украинского конфликта и кто его главные выгодополучатели. Что касается Беларуси, Президент в очередной раз четко обозначил позицию Минска – решать конфликты надо не в окопах, а за столом переговоров. При этом Беларусь видит попытки втянуть нашу страну в военное противостояние Запада и Востока, и в случае явной агрессии – мы готовы ответить. 

Они рассчитывали на большой разговор, и они его получили. Пусть и формат иной. Узнав, что в Беларусь, несмотря на перенос того самого «Большого разговора», все-таки приехали иностранные журналисты, Президент не смог отказать в интервью. По принципу «не вместо, а вместе». 

В зале знакомые, пусть и не все, лица! Александр Лукашенко – спикер, которого хотят заполучить многие журналисты, и у западных это часто выходит. Интервью получаются эмоциональными, нынешнее – не исключение. Буквально с первого вопроса. Журналиста BBC Президент точно запомнил.


Отдельных фактов западные журналисты не знают или не хотят знать. И о «Точке-У», выпушенной по Беларуси, и о травле русских на Донбассе, и том, что Россия просила гарантий безопасности у Запада, но тот даже бумаги пожалел, и о многом другом. То, что западный журналист называет вторжением, Президент Беларуси таковым не считает. Разве что в том смысле, что лучшая защита – это нападение. 

Уж сколько раз западная пресса пугала: Беларусь вот-вот вступит в войну. Как будто где-то кто-то только этого и ждет. Александр Лукашенко разложит по полкам, почему этого не случится. 

Говорить о войне без эмоций сложно, но Александр Лукашенко предлагает включить логику. Ведь любой здравомыслящий человек задастся вопросом: раз гибнут люди, почему не начинаются переговоры? Президент видел проект мирного договора, который предлагался в Стамбуле, и считает его жизнеспособным. Но с кем договариваться? Похоже, есть вариант. 

Президент признает, что доверие потеряно, но договариваться рано или поздно все равно придется. Это Александр Лукашенко будет повторять на протяжении всего разговора. Его львиная доля посвящена самому острому конфликту наших дней. И Президент верит: Европе война не нужна. Ее выгодополучатель далеко за океаном. Хотя. Скоро он как будто станет ближе. Джо Байден собирается в Польшу? А лучше бы в Беларусь! 

Нет, он серьезно! Таким вещами не шутят в принципе. В пользу переговоров, по мнению Александра Лукашенко, и еще один, весомый аргумент. Россия просто не может проиграть. Можно парировать: тогда почему операция затянулась? Президент откровенно ответит. 

Москву обвиняют едва ли не во всех смертных грехах. Так вышло, что Александр Лукашенко стал ее адвокатом. Но ведь кто-то должен. Так, может, он повлияет на Путина? И что будет с ним обсуждать уже завтра? Президент разочарует: в Москву он летит не для того, чтобы строить коварные планы. 

И вот так незаметно белорусский вопрос ушел с западных передовиц. Нет, о внутренней повестке они вспомнят, но набором журналистских штампов. Это даже уже не смешно! 

Похоже, побоялись западные медиа и дипломаты приехать на суд Романа Протасевича, который сегодня начался в Минске. Он был у них на знаменах, а когда сменил подошвы, стал просто неинтересен. Вот такая ирония судьбы. Отказываться от своих это в стиле отнюдь не белорусских властей. 

Чем отличается человек, нарушивший закон, от политического заключенного, они, конечно, тоже обсудят. В Беларуси это теперь знает даже школьник. Нет, Президент не поучает Запад. К себе просит относиться так же. 

Тут все по классике: кто служит делу, а не лицам. Вот уж и в самом деле горе от ума. Но Запад ведь начинается прямо за порогом Беларуси. И поведение соседей так не похоже на желание дружить. И на закрытие отдельных участков границы Минск ответит, но мягко. Пока. 

Но мир точно больше Запада. Это даже в этом зале видно. Президента спрашивают и о Зимбабве, о проектах с Эмиратами, об отношениях с Азербайджаном. А если в общем, миру мир. Об этом не устает повторять Александр Лукашенко. 

Так где место Беларуси не на карте, а в общем миропорядке? Уж точно не с краю, раз о том, как погасить самую горячую точку на планете, Президента спрашивают вновь и вновь. Да, вопросы однотипны, да, местами слышится желание поддеть, хоть соагрессором сегодня не назвали – и на том спасибо. Но в интервью ответ гораздо важнее вопроса. А значит, при любой возможности Александр Лукашенко будет призывать остановиться. Ведь даже если поезд летит под откос, можно хотя бы попытаться сорвать стоп-кран. 

Фото: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by