Главная тема недели – официальный визит Президента Беларуси в Египет. Переговоры Александра Лукашенко с Абдель Фаттахом аль-Сиси проходили первый день в Каире, второй – в новом административном и финансовом центре Египта, пока безымянном. Мегаполис возводят в пустыне всего в 45 километрах от нынешней столицы.
При этом надо понимать, что стомиллионный Египет с его стремительно развивающейся экономикой – и сам по себе завидный партнер. Не случайно там стремятся закрепиться крупнейшие мировые игроки – США Китай, Россия. Но Египет многие рассматривают ещё и как ворота в Северную Африку и на Ближний Восток. Вот только ключ к этим воротам подобрать непросто. Беларуси это, похоже, удалось.
Города, как и людей, часто встречают по одёжке. Каир производит впечатление неопрятного – как будто в вечно помятом костюме. На него, кажется, что ни надень, не поверишь, что бренд настоящий. Но ведь это столица страны, показывающей самый большой экономический рост в своём регионе. Да и на смену заголовкам о революциях и терактах давно пришли новости об успехах Египта.
Площадь Тахрир – то самое место, с которого «арабская весна» разлилась по каирским улицам. Сейчас об этом уже мало что напоминает и воображение с трудом рисует картинку, как здесь могли собраться сначала 15 тысяч, потом 50, а затем и больше 200 тысяч человек. Разве что военные до сих пор со всех сторон большого каирского перекрёстка наблюдают за всем, что здесь происходит.
Теперь это место для детских забав и молодёжной тусовки – просто очень хорошо охраняемое. В Египте давно решили стоять на страже покоя с автоматами. Президент аль-Сиси говорил не раз: Африку ещё долго будут лихорадить последствия революций. Мол, без железной хватки из кризиса политического – равно экономического – не выбраться. Абдель Фаттах аль-Сиси у руля Египта уже почти шесть лет. Похоже, ему удалось то, во что, казалось, так мало кто верил.
Для Беларуси рост Египта, конечно, шанс, который выпадает редко. Александр Лукашенко, похоже, давно это просчитал. Завязавшись с Египтом промышленной кооперацией, Беларусь стала протаптывать дорожку на рынок как минимум Северной Африки. Именно протаптывать. Step by step, как любит говорить наш Президент. Сборка тракторов и МАЗов – хорошо, но мало. Ведь само по себе открытие предприятий ещё не гарантирует их полную загрузку. Полгода назад в Минске Александр Лукашенко сказал яснее ясного: нам нужны госзаказы. И вот Беларусь наконец получает право доступа к государственным тендерам Египта.
Павел Утюпин, министр промышленности Беларуси: «Учитывая новый этап отношений между Беларусью и Египтом, было принято отдельное решение правительства, которое обязывает, чтобы белорусская техника допускалась до этих конкурсов. Всё остальное – конкуренция и доказывание, что белорусская техника может участвовать наравне с другими – мы к этому готовы».
Это первый важный момент. Второй – программа модернизации, принятая в Египте. 4,5 тысячи предприятий нужно технически перевооружить. В кулуарах говорят: даже если освоить 10%, для белорусского станкостроения это станет золотой жилой. Ну и третье, возможно, даже самое важное. Локализация. Стороны договорились производить египетскими силами до 45% автокомпонентов для совместной техники. Это даст определённые преференции в торговле на внутреннем египетском рынке и не только.
460 квадратных километров вдоль русла Суэцкого канала – кратчайшего морского пути из Европы в Азию. Шесть портов, промышленные зоны – словом, рай для инвестиций. По крайней мере, по задумке президента аль-Сиси. Там, кстати, уже есть отдельная зона египетского-китайского сотрудничества. Похожее соглашение подписано с Россией. В 2018-м по Суэцкому каналу в Египет приплыли рекордные 5,7 миллиардов долларов, а в прошлом году зафиксирован самый высокий месячный доход – 515 миллионов. Но это, кстати, совсем не значит, что тому же Египту не нужны новые рынки.
Абдель Фаттах аль-Сиси, президент Египта: «Положение Египта и Беларуси на мировой карте позволяет открывать новые рынки для нашей продукции – как в Африке, арабском мире, так и на пространстве Евразии. Особенно после того, как будет подписано соглашение о зоне свободной торговли Египта с Евразийским экономическим союзом».
Египет вообще не стесняется замахиваться на мегапроекты. Строительство новой административной столицы из таких. Разгрузка 20-миллионного Каира – это с одной стороны. А с другой – инфраструктурный проект такого масштаба способен серьёзно стимулировать экономику. Не искусственно ли? Судить экономистам. Как и у всякого проекта, и у этого есть скептики. Мол, ноша для бюджета непосильна. Сейчас и вправду сложно представить, что уже в этом году сюда переедут чиновники. Но ведь пирамиды в пустыне тоже непросто было строить.
Александр Лукашенко и Абдель Фаттах аль-Сиси по «Новому Каиру» ездили не один час. Неспроста – ведь там и заседание совета делового сотрудничества провели, первое, кстати. И выставку проектов – нынешних и будущих организовали. Их и правда немало. Образование, высокие технологии, сельское хозяйство, военпром. Но остановимся на другом. О сотрудничестве в этой сфере говорят пока скорее кулуарно. Но говорят. Речь об энергетике.
В последние годы Египет серьёзно нарастил добычу нефти и газа. Инвестиции составили 35 миллиардов долларов. А полтора года назад официальный Каир и вовсе заявил о выходе на самообеспечение газом и прекращении импорта. В январе этого года Израиль начал поставлять газ в Египет для переработки и продажи в Европу. То есть Египет постепенно превращается в региональный газовый хаб.
Сергей Терентьев, Чрезвычайный и Полномочный посол Беларуси в Египте: «Это очень важный игрок, и игнорировать его и это направление нельзя. Поэтому мы прорабатываем различные направления, есть идея – почему не задействовать наши возможности и технологии в области газотранспорта? Газораспределительные? Я думаю, что у нас технологии есть. В плане нефти он всё-таки пока чистый импортёр».
Если перечислять все возможные проекты, о которых за несколько дней рассказали в Каире, это затянется очень надолго. Важно другое. Они есть – это здорово. Но в условиях борьбы за возможность работать с Египтом (а конкуренты у Беларуси серьёзные) важный фактор – время. Удача ждать не любит. Но есть и ещё один. Технологии, равно как и продукты, которые Беларусь предлагает Египту, во многом не уникальны. И можно руководствоваться сугубо математикой и просчитывать выгодность проектов с точки зрения логистики и тому подобного. А можно добавить к этому умение найти общий язык. И вот это уже, пожалуй, неоспоримое преимущество.
Абдель Фаттах аль-Сиси, президент Египта: «Хочу подтвердить важность дружеских отношений с Беларусью, и знайте, Египет – ваша вторая родина».
А потому, когда в следующий раз услышите про личную химию президентов и прочие дружественные реверансы, не спешите скептически улыбаться. Ведь всё это – хорошие инвестиции в экономику. А разве не это главное?
ФОТО: БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram