Работать на общее благо, учитывая интересы союзников. Экономика, ставшая главной темой недавней встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина, – не случайность, а вопрос стратегического характера, важный и для Беларуси, и для России. В условиях жесточайшего давления и Минску, и Москве нужно не только выживать, но и развиваться. Надо сказать, что мы справились и научились лавировать на рынке, не выталкивая, а помогая друг другу.
Конец календарного года – время, когда все подводят итоги. Главное в любой стране – удалось ли увеличить благосостояние граждан, где ВВП прибавил, в чем просели. Правительственные часы – доклады отраслевых министров в этом смысле тоже предновогодняя традиция. И только в Союзном государстве – она своя: эти отчеты помножены надвое. В ответ на беспрецедентные санкции Беларусь и Россия усилили интеграцию. Вопреки прогнозам, наш товарооборот только вырос и к концу года обещает побить рекорд в 50 миллиардов долларов. Для сравнения, у России и Китая цифра в три раза больше, но и население Поднебесной больше белорусов в 150 раз. Нам многое запретили, но мы стали играть по собственным правилам.
Александр Червяков, министр экономики Беларуси: «Взаимодействие между нашими странами позволило по итогам 10 месяцев текущего года заместить потери выпадающего экспорта в недружественные страны более чем на 80%, переориентировав его преимущественно в Российскую Федерацию. А сокращение поставок импорта из недружественных стран и Украины было компенсировано на 50% импортом из России. Мы полностью заместили импорт рыбной продукции, масла подсолнечного, генераторов, электродвигателей, полимеров, железнодорожных вагонов, черных и цветных металлов и так далее».
Динамика ВВП Союзного государства обманула ожидания не только Международного валютного фонда, но и Всемирного банка и всяких аналитических агентств. Пожалуй, впервые за долгое время накануне визита Владимира Путина в Минск из Москвы не было слышно упреков. Кто чего стоит – наконец стало понятно. 70 делегаций из регионов России только в этом году приезжали в Беларусь. Никто не уехал без договоренностей и контрактов. После одной такой встречи в Нижнем Новгороде, например, появился МИНИН – не чисто русский, а уже и белорус. Потому что из Минска и Нижнего. Трамвай, созданный по программе интеграции и импортозамещения. Футуристичный и яркий – 90% комплектующих сделаны в Союзном государстве.
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области: «Минпром Беларуси выделил средства на запуск производства через инструменты поддержки "Росэксимбанка". Мы как российская сторона со своей стороны тоже организовали выделение средств в совместное предприятие со стороны российских акционеров. Здесь мы получаем до 170 единиц техники только в Нижний Новгород с заменой рельсового хозяйства, полностью новая трамвайная система Нижнего Новгорода в результате будет создаваться».
А это уже Ленинградская область. Делегация Минщины недавно побывала на крупнейшем молочном комбинате «Галактика». Они хотят наше сырье, мы уже осваиваем на собственных мощностях выпуск отдельных видов космической молочки. И это не фигура речи – эту продукцию доставляют на МКС. Об увеличении экспорта – уже за столом переговоров. Здесь и о поставках техники, и о совместных производствах, и об ответных закупках.
Александр Турчин, председатель Минского областного исполнительного комитета: «Есть огромный пласт вопросов, в которых мы могли бы взаимно дополнять друг друга, как мы для российских предприятий, так и они для нас. А с учетом того, что многие компании, уходя с наших рынков, и это, может быть неплохо, у нас появляются неограниченные окна возможностей в сфере импортозамещения».
А еще, конечно, Беларуси важен транзит. Ленинградская область, вернее, ее порты, после нашего ухода из Прибалтики – как раз те самые ворота. Цель – переориентировать на терминалы Санкт-Петербурга минимум 20 миллионов тонн белорусских грузов. Одна дверь закрылась и открылась другая.
Максим Решетников, министр экономического развития России: «Помогаем поставлять белорусские калийные удобрения, нефтепродукты, щебень в третьи страны с использованием нашей транспортной инфраструктуры и железнодорожной, и портовой. К примеру, в прошлом году помогли экспортировать более двух миллионов тонн нефтепродуктов через морские порты. В этом году эти объемы уже превышены, отгружено более трех миллионов тонн. И до конца года этот показатель, очевидно, увеличится».
И это, конечно, не весь потенциал интеграции. Предстоит, как договорились недавно Президенты в Минске, и дальше снимать барьеры во внутренней торговле, работать над созданием единых рынков, искать новые компетенции в импортозамещении. Т. е. закладывать основы той самой новой экономики.
Александр Лукашенко на встрече с Владимиром Путиным очень точно сказал о том, что время сейчас важнее денег и скорость принятия, а также реализации решений жизненно необходимы. На каждый перспективный удар бывших партнеров наши контрудары должны быть не просто просчитаны, но и подготовлены. Поэтому и контроль за поручениями и в экономической, и в военной сферах от этого становится жестче и встречи чаще. Следующая – меньше чем через неделю. На неформальном саммите СНГ в Санкт-Петербурге.
Подписывайтесь на нас в Telegram