Общенациональное телевидение

Экспериментальный метод консервации испытали белорусские археологи в Мстиславле

Читать на сайте ont.by

Археологическое культурное наследие мало просто найти. Как сохранить – вот в чём вопрос. Белорусские учёные надеются, что нашли ответ, причём экономически выгодный.

Фрагменты мостовой XII века на Замковой горе – месте зарождения Мстиславля – археологи раскопали ещё год назад. Вглубь истории пришлось пройти на четыре с лишним метра под землю. Все находки – женские украшения, крест с мощами святого и главный артефакт – берестяная грамота (до сих пор на территории Беларуси их было найдено всего две) – вскоре станут экспонатами музея под открытым небом.

Игорь Марзолюк, доктор исторических наук, археолог: «Над всем эти раскопом будет возвышаться строение, стилизованное под статусный дом горожанина XII-XIII века. Любой турист сможет зайти в это создание, увидеть мостовую, познакомиться с экспонатами».

Но если земля на протяжении девяти веков бережно сберегала все артефакты, то оставить археологический раскоп под открытым небом – это значит потерять его для будущих поколений. Причём подземным раритетам нужна не только крыша, но и консервация. По предварительным подсчётам, обработка мстиславского раскопа синтетическими растворами обошлась бы как минимум в 7 миллиардов рублей. Да и вряд ли спасла бы плохо сохранившиеся деревянные фрагменты. Авторский метод, копеечный по себестоимости, предложил кандидат исторических наук, в прошлом – археолог, Леонид Колединский.

Леонид Колединский, кандидат исторических наук, археолог: «Сначала мы обрабатываем древесные конструкции антисептиком, чтобы не водились бактерии, грибы, мох. Затем мы покрываем расплавленным горячим парафином – покрывается такой корочкой белого цвета, как глазурь на торте».

Автор нового метода консервации археологических экспонатов надеется: теперь создание археологических заповедников не будут откладывать в долгий ящик. Ведь ещё в 1990-х годах он сам участвовал в археологических раскопках в Витебске на месте Верхнего замка. Тогда раскоп пришлось снова засыпать землей сохранности ради – денег на консервацию просто не нашлось.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by