Общенациональное телевидение

День, когда все дороги ведут к дому предков

Читать на сайте ont.by

И в горе, и в радости звонят колокола. Сегодня снова пасхальный благовест. От Минска до самых до окраин – Радуница. День, когда наши люди – православные – молятся по-купаловски «і сэрцам, і думамі», поминая предков. Свечи за вечный покой всем душам.    


Храм‐памятник в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. В его крипте – земля Бреста к пеплу Хатыни. Здесь же поклонное место песняра Богдановича. Уже пять лет кресты на куполах осеняют главный пантеон страны.     

«Человек, раненый красотой» – Щемелёв. В этом году одному из самых титулованных живописцев исполнилось бы сто лет. Потомки не забыли последнюю волю. Любимый портрет из-под руки великого скульптора Бембеля над могилой на Восточном кладбище.    

Плечом к плечу, прах к праху – воины, павшие в Великую Отечественную. Это «сердце» некрополя. Ныне площадь Восточного – больше 20 гектаров. Здесь, как везде в Беларуси, не делят по нации, вере, родному языку. На том Свете все равны. И нет границ.      

Владимир Лукьянюк: «Надо, потому что здесь и мои родители, и жены родители похоронены, и брат мой, и его жена. Родственников очень много, едем, пытаемся на Радуницу именно, это закрытие границ и все – это только народ теряет много».

От Риги до Бреста – 750 километров. Гражданин Латвии делится радостью – границу удалось пройти быстро, несколько часов. В Беларуси вообще – «без виз». А для жителей Союзного государства тысяча верст – условность. Псковичанин на родину супруги – в Брест – приезжает, как только сердце позовет. Унынье – слово не этого дня, однако посетить могилы родственников в Польше и Украине возможности нет.

Сергей Черныш: «В этот день к своим, так скажем, к любимой теще и тестю – проведать. У меня на Украине тоже много родственников есть. Это политика, для политиков им нужно это, а нам? Тем же полякам простым, тем же украинцам. Видеться, приезжать бы, сейчас – естественно, нет. Все сожалеют, что так случилось. Их не пустят просто, свои же не пустят, свои власти. Это говорит, что нас хотят разделить, разорвать. Поехать в ту же Польшу – это ж проблема, не то что белорусские власти не хотят пускать – это поляки не хотят».

Радуница – «день открытых дверей» и в Чернобыльской зоне. Завтра годовщина катастрофы мирового масштаба. В «особых» районах Гомельской области и на Могилевщине больше 260 кладбищ. 91 из них – в Полесском радиационном заповеднике.

Села опустели. Погосты остались. Только в это время те, кто когда-то был вынужден покинуть родной порог, могут без всяких табу вернуться в детство, отрочество. К корням.

Надежда Гавриловец: «Это мы все собираемся. И одноклассники здесь, и сколько лет мы не виделись. Все где-то: кто на Камчатке, кто в разных уголках нашей Родины. Но встреча как-то нас объединяет».

Ей было двадцать, когда быль вокруг стала «черной». Родную деревню Бартоломеевка возле Ветки признали «грязной», хаты захоронили. С 80-х Наталья живет в Гродно. Но раз в год – через девять дней после Христова Воскресения – все дороги ведут домой. Тысячи человек, словно аисты из «Белых Рос», «летят» в дорогие сердцу «гнезда».

Наталья Веремеева: «Никакие расстояния нас не остановят никогда. Это наша Родина, мы здесь выросли, мы здесь отучились, мы здесь вышли замуж, вырастили наших детей, но нас разбросала судьба по всей земле. И радость, и боль, и слезы на глазах – просто это все словами не передать».

Церковь советует исключить из «меню» Радуницы пасхальные куличи, крашеные яйца, алкоголь. С собой на кладбище лишь молитвы, свечи и цветы. Желательно живые. Раньше поклонники дарили их кумирам на вернисажах, после спектаклей, концертов. «Аллея звезд» Восточного кладбища – здесь никогда не поздно сказать слова любви.

В этом году – 20 лет без Мулявина. «Песняр» вознес молитву «за родны народ Беларусі». И сегодня она звучит от края и до края. Радуница – это еще и радость встреч потомков. Здесь не молчат. Не забыть нам любимые лица, не забыть нам родные глаза.

Дождь на Радуницу – к хорошим вестям, год будет сытым. Деды верили и нам велели. В эту «родительскую Пасху» печаль умножает грехи. Ведь, как сказано в Евангелии от Луки, «У Него все живы». Сегодня вечером, собравшись за семейным столом, вспомнить самые теплые моменты, связанные с теми, кто не умер, а просто перестал быть рядом.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by