Наш нынешний День Независимости неразрывно связан с подвигом советских солдат и офицеров. Тех, кто освобождал Минск в 1944-м. Чтобы успеть освободить белорусскую землю от гнета, они не жалели ни врага, ни себя. И, кстати, о своевременности… Иногда здесь, в Минске, в те годы счет шел не на сутки – на часы, минуты и даже секунды. Известно, что столицу после войны пришлось отстраивать заново. Но некоторые здания – Большой театр, Дом правительства – фашисты заминировали и готовились превратить в пыль.
Не успели! Вернее, им не дали этого сделать. Сегодня эти величественные объекты – символы столицы.
Музейный экспонат, который сразу можно и не заметить. Одна такая машинка с часовым механизмом могла стать причиной большой беды. Смертельно опасную находку извлекли 3 июля 44-го из стены Оперного театра в Минске. Взрывное устройство обезврежено навсегда.
Сергей Азаронок, директор музея истории Вооружённых Сил Беларуси: «Уникальнейший предмет, это часть той адской машины, системы, которая должна была уничтожить здания в городе. И все они практически были сохранены благодаря стараниям наших воинов. Можно представить себе, чему они подвергали свои жизни».
В 1977 «ударный» артефакт в музей передал руководитель разминирования столицы Григорий Лобушкин. Знаете, каким он парнем был скромным! Спустя 76 лет после подвига потомок героя идёт по Большому театру – не без гордости. Дед спасал дома, а внук их созидает.
Александр Лобушкин, архитектор: «Что касается Оперного, поскольку он жил здесь рядом – на Сторожёвской, 28 – мы тут постоянно гуляли. Каждый раз были воспоминания о том времени. Здесь просто тонны были авиабомб, снарядов, взрывчатка замаскирована. Только по тиканью часовых механизмов. То есть это было чудовищно опасное действо».
Нацисты готовили Минску печальную участь. Вместо города – чистое поле. Уцелевшие вражеские диверсанты действовали ещё в день освобождения. Взрывоопасная «зона» – почти 12 квадратных километров. Знаковые объекты зодчего Иосифа Лангбарда «выжили».
Татьяна Долгач, кандидат исторических наук: «Дом правительства стал первым строением, которое в Минске было разминировано. Ну, а далее приступили уже и к мероприятиям в Доме офицеров, где мы сейчас находимся, и в Центральном комитете партии. "Мины-сюрпризы" так называемые. В здание в принципе войти просто так, открыв дверь, было невозможно. Приходилось дёргать за ручки верёвками».
3 июля – «горящий» день в истории Центрального Дома офицеров. 76 лет назад один из сотен боеприпасов, заложенных в ЦДО, сработал. Памятник архитектуры полыхал сутки. «Дом не занимать. Минный карантин» – репортажная фотография 40-х, «свинцовых, пороховых».
Примету о том, что подкова приносит счастье, подтверждает этот дом. Ныне на площади Победы. «Первый камень» заложен в 1939-м. Он выстоял, когда вокруг всё рухнуло. Летом 44-го советскими сапёры буквально на ощупь обследованы 589 зданий столицы. «Проверено. Мин нет!» – памятная надпись тех дней».
За годы войны население главного города страны сократилось с 270 тысяч до 110 тысяч жителей. Столица была разрушена на 80%. Это сравнимо только с потерями Варшавы. Зданию легендарной фабрики-кухни сильно повезло. Стоит в самом центре Минска уже 85 лет.
Антон Денисов, кандидат исторических наук: «Дом правительства, ЦК, Академию наук, Политехнический институт, институт физкультуры – их и не собирались сносить. Поскольку это были важнейшие градостроительные объекты советского периода, и во многом на них ориентировался план восстановления города. В частности, реконструкции улицы Советской».
Теперь это проспект Независимости. Сводным отрядом майора Григория Лобушкина из «тела города» было извлечено 630 таких «адских» машинок с часовым механизмом. В малом видится большое. Просто служба – сказали бы в 44-м. Настоящий подвиг – говорим сегодня.
Подписывайтесь на нас в Telegram