Это была встреча настоящих друзей. Впрочем, встреча, которая принесет большую выгоду обеим странам. Так кратко можно охарактеризовать визит нашего Президента в Таджикистан и переговоры с Эмомали Рахмоном. Как отметил Александр Лукашенко, плечом к плечу лидеры работают уже не один десяток лет, никогда друг друга не подводили. Уровень доверия – максимальный, что упрощает многие вопросы. Ведь можно пропускать некоторые стадии переговоров.
Символ партнерства – трактор «Беларус». Кто-то скажет: что опять за банальность? Но это данность – без этого трудяги далеко не уедешь. Это касается и сельского хозяйства Средней Азии. И экономики центра Европы, то есть нашей страны. Техника безотказная, качественная и вполне доступная, что тоже важно. Модели под климат и ландшафт и раньше собирали в Таджикистане. Но производство будет расширяться. Это пример знакомства и доверия в бизнесе. И таких примеров в этот раз было немало. А значит, торговля пойдет в рост.
Ну, как они могли оставаться на своих рабочих местах! Желающих полететь в Таджикистан набралось на целый «Боинг». Чартерный рейс своего рода – воздушное такси, следующее по маршруту Минск – Душанбе. Как раз прямого авиасообщения так не хватает бизнесменам. В Таджикистан они прилетели не с пустыми руками.
Пришедший с гостинцами никогда не уйдет ни с чем! Таков один из основных принципов восточного гостеприимства. Они развернут своего рода восточный базар, но с белорусским колоритом. Все, чем славится наша страна и в чем нуждается Таджикистан. А нужно ему многое, ведь 93% территории страны – во власти гор. На непокоренных ими 7% таджики выращивают пшеницу и картофель, кормят скот. Но для сравнения: белорусский урожай в этом году – на 10 миллионов тонн, в Таджикистане убрали меньше миллиона.
Не улетать с пустыми руками и станет главным наказом Президента белорусским чиновникам. Так быстро поручения не выполнялись, пожалуй, никогда. Едва нога Александра Лукашенко ступит на таджикскую землю, тщательно укутанную в алый ковер, в портфеле контрактов будет лежать уже без малого 50 миллионов. Это больше, чем Минск и Душанбе наторговали за шесть месяцев этого года.
Это может показаться удивительным. Столь близкие по духу и ценностям лидеры (а Александр Лукашенко на протяжении всего визита будет шутить, что приехал как к себе домой) – и всего 120 миллионов долларов товарооборот за прошлый год. Впрочем, пережив пандемию, президенты решают отдать команду «полный вперед!».
Эмомали Рахмон, Президент Таджикистана: «Готов обсудить состояние и перспективы наших отношений».
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Объем торговли может быть значительно больше, особенно в непростое время. У нас интерес, и у вас. Как поставили задачу правительству, можем прирастать в товарообороте за счет третьих стран».
Этой третьей (нелишней) страной может стать Афганистан. Худо-бедно он становится на новые рельсы. При этом приход к власти талибов на год приостановил оказание стране гуманитарной помощи. Не идя в разрез с международными нормами, Минск готов поставлять Кабулу собранную в 20 километрах от Душанбе технику.
Владимир Макей, министр иностранных дел Беларуси: «Мы в прошлые годы имели достаточно высокий уровень сотрудничества с Афганистаном, поставляли туда и технику и обменивались визитами в рамках политического диалога. К сожалению, на этом этапе наблюдается определенная пауза, но мы заинтересованы развивать торгово-экономическое сотрудничество с этой страной».
Завод по сборке белорусской техники – флагманский проект Минска и Душанбе. Можно больше и разнообразнее – уверены партнеры.
Махмадшариф Хакдод, Чрезвычайный и Полномочный Посол Таджикистана в Беларуси: «Есть, конечно, перспектива, потому что все-таки техника надежная и в регионе знакомы с техникой белорусского производства. Даже трактора, которые были в советское время произведены, и сейчас работают».
Конечно, никто не говорит, что все идет гладко. Вроде бы, мы мягко стелем, но отдельные узлы приходится распутывать. На закрытой части переговоров руководитель «Беллегпрома» не постеснялась встать и сказать, что мешает совместному выпуску ковров. Есть и другие проблемные вопросы. К примеру, к этому визиту стороны намеревались запустить совместное молочное производство, но сейчас сложно с упаковкой. Впрочем, кто ищет решение – тот его всегда найдет.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Вообще, нет закрытых тем и тайных вопросов. По-братски обсуждаем любые вопросы. И думаю, найдем решения по всем вопросам».
Сообща они намерены и экономику развивать, и противостоять вызовам. И Лукашенко, и Рахмон верят: мир может и должен быть многополярным, ведь даже у земли два полюса.
Дружба и стратегическое партнерство… А разве у политиков так бывает? Хороший вопрос!
Чтобы понять, насколько мы разные, достаточно выйти в центр Душанбе в разгаре дня. Не похожа ни внешность, ни культура. Разве что панельные дома да белорусские троллейбусы напоминают об общем советском прошлом. Вот и задашься невольно вопросом: а как так вышло, что страны из Центральной Азии и центра Европы считают себя стратегическими партнерами?
Ответ, как это ни парадоксально, в простом. Отношения, которые годами выстраивали Александр Лукашенко и Эмомали Рахмон, это словно ток, который бежит по проводам – отраслям и министерствам. Дружба – это ведь тоже работа.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «У нас всегда единая позиция по всем вопросам. Не потому что друзья, а потому что мы в этом плане одинаково мыслим. Для меня он всегда был примером служения родине. Все мы, кто мудрый, кто преданный стране, но с оружием в руках в Душанбе или в Минске никто не входил, и будучи раненым, он несгибаемый».
Так, может, не такие уж они и разные? И если кто-то скажет «да это же визит дружбы!», будет прав. Вот поэтому-то из Душанбе никто и не улетит с пустыми руками. Все, как завещал Президент.
Подписывайтесь на нас в Telegram