200 дней и ночей сплошного кошмара и около 2 миллионов погибших… Но именно это событие стало поворотным в истории Великой Отечественной. На неделе исполнилось 80 лет со дня победы в Сталинградской битве. Со 2 февраля 43-го года начался долгий, кровопролитный, тяжелый, но победоносный путь к освобождению мира от фашизма. Освобождения окончательного и бесповоротного. Так казалось нам многие десятилетия, когда мы и предположить не могли, что вирус той эпидемии начнет просыпаться. В том числе и совсем рядом. История имеет зловещее свойство повторяться и уж точно не прощает невыученных уроков. И вот снова дула немецких танков со звериными названиями – не «Тигров», но «Леопардов» – целятся на восток. Почему ответы на многие вопросы дня сегодняшнего нужно искать в событиях 80-летней давности?
Старшина медицинской службы Лидия Кондратьевна Волкова даже не помнит, где конкретно находилась в первый день битвы за Сталинград – в каком-то здании. Небо стало черным от самолетов – больше тысячи. Зажигательные бомбы подожгли город, словно сухую траву.
Лидия Волкова, ветеран Великой Отечественной войны: «Один рев только услышишь – и уже сердце в пятках, а надо работать, надо помощь оказывать. И после налета – тут же раненые. Ранения были самые страшные и ужасные… »
Семь классов, два года школы медсестер. Мечтала об институте, как вдруг – война. Звонок из военкомата – в первый же день хрупкая девушка попала в автохирургический отряд – автобус, три машины, оборудование и лучшие медики. В Сталинграде эти люди были за Ангелов-Хранителей, а поле боя походило на пекло.
Лидия Волкова, ветеран Великой Отечественной войны: «Была на самом берегу Волги – это было настолько страшно. Обстановка непередаваемая, и я все думала: Боже мой, какая страна Германия, какой Советский Союз, и вот такие вот паразиты немцы нас гонят. Не укладывалось это в голове».
Операция «Блау». На Восточном фронте Германия сосредоточила основные силы – более 6 миллионов человек. Часть отправили на Кавказ – захватывать нефтепромыслы. Отборные же дивизии фашистов под командованием генерал-полковника Фридриха Паулюса двинулись к Сталинграду.
Алексей Литвин, заведующий Центром военной истории Института истории НАН Беларуси: «Огромная армия была брошена в сторону Сталинграда, и считали, что, если Сталинград падет, тогда Советский Союз будет вынужден пойти на соглашение. Что такое Сталинград? Это 150 километров вдоль берега, огромные территории. Это узловой центр как железной дороги, так и Волга-река, по которой шло снабжение».
К Волге двинулись танки и пехота. Немцы рассчитывали пройтись по Сталинграду, добивая раненых, но поход стал дорогой смерти для всей фашисткой коалиции. Мамаев курган, железнодорожный вокзал, набережная – линия фронта постоянно перемещалась. Красная армия отбивала атаку за атакой. Немецкие танки не могли пройти горы битого кирпича, бесполезными стали и атаки с воздуха – наши держались к немцам вплотную.
Городские сражения немцы прозвали крысиной войной – бились за каждый дом, подвал и лестничный марш. Но больше всего враг боялся встретиться с советскими воинами в рукопашном бою. Им удавалось брать здания без единого выстрела, вооружившись вот такими саперными лопатками, заточенными, как бритва.
Дома, из которых простреливались целые улицы, становились крепостями. Обороной легендарного дома Павлова руководили 58 дней. Для сравнения – Францию фашисты захватили меньше чем за полтора месяца. Сталинград поглощал немецкую армию, словно черная дыра. Враги увязли в сражениях, перестали спать, есть и мыться. Вместе с апатией и вшами к фашистам впервые за всю войну пришло и осознание, что напали не на тех. Город был разрушен почти до основания, но защитники не сдавались.
Елизавета Адамушко, младший научный сотрудник Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны: «В самом центре чудом устоял вот этот фонтан. После войны – и сейчас, и в то время – является символом стойкости Сталинграда».
Операция «Уран». Солдатам удалось прорвать оборону фашистов, зайти в тыл и запереть в котле армию Паулюса, о которой Гитлер не раз говорил: «С ней можно штурмовать небеса». Значительная ее часть попала туда 10 января 43-го – операция «Кольцо» обрушила на немцев тонны металла из семи тысяч артиллерийских орудий. Через несколько недель Фридриха Пауля достанут из подвала универмага. Вместе с ним в плен сдалась 91 тысяча немцев.
Германия содрогнулась от ужаса. 200 дней и ночей. Красная армия перемолола более миллиона фашистов, 10 тысяч орудий, 1200 самолетов, 675 танков. Затем освободили Курск, и – курс на Берлин. Острота ощущений и воспоминания стерлись. Может, и к лучшему – много лет Лидия Кондратьевна не могла спать. Зато никогда не забудет Берлин и замполита, который прокричал: «Товарищи, Победа, немцы капитулируют».
Лидия Волкова, ветеран Великой Отечественной войны: «У меня как-то ноги подкосились, слабость такая. И я думаю: Господи, неужели мы дошли сюда, и я живая. И невольно себя потрогала – живая я или нет. Это я очень хорошо помню, очень хорошо помню».
И вот тогда, сидя на ступеньках Рейхстага, старшина медицинской службы, прошедшая через ад, и подумать не могла, что спустя время в свои 99 лет душа будет болеть по родной Украине, где взрываются храмы, сносят памятники освободителям и звучат нацистские лозунги.
Лидия Волкова, ветеран Великой Отечественной войны: «Не могла я себе этого представить. Я это слушаю с ужасом – и как это Украина, и какие-то там националисты откуда-то всплывают.. Это же столько перенесли люди, это непоправимо, не простительно.. Неужели не понятно, что это за памятники, как они дались. Конечно, это непросто, кто-то этим занимается».
И это действительно так. Тогда тараном капитализма, который олицетворяли Великобритания, США, Франция, выступала нацистская Германия. Ее эти страны и взрастили – дали оружие, построили заводы по его производству и позволили расширить власть чуть ли не на всю Европу.
То, что сейчас происходит на Украине, во многом перекликается с событиями, которые происходили в фашистской Германии. Губительная идеология востребована киевским режимом. Снова. И Запад не просто так оказывает поддержку, поставляя оружие тоннами, чтобы Украина посылала на смерть свой народ во имя гегемонии США. Распускать чужие руки в сторону тех, кто противится однополярному миру и сам определяет свой путь, начали еще до СВО. В гибридной войне, развязанной Западом, Беларусь выстояла, как Брестская крепость, еще и в 20-м году. Продолжает держать оборону вместе с союзниками и сейчас. Причем состав по ту линию фронта примерно тот же.
Александр Дюков, директор фонда «Историческая память»: «Тогда против Красной армии воевали не только войска вермахта, но и представители многих европейских стран. Сейчас в составе ВСУ также воюют наемники из европейских стран. И если 80 лет назад под Сталинградом против нас в частности воевали полицейские из эстонского 36-го батальона карательного подразделения, который, между прочим, участвовал до своих боев в Сталинграде в карательных операциях на территории Беларуси, то и сейчас мы также видим, что представители Эстонии, других прибалтийских стран также воюют против России».
Веет в воздухе и решающей схваткой в СВО, которая, как и битва под Сталинградом, многое определит. То, что произошло на Украине, – уже огромная трагедия. Запад в 38-м в Мюнхене не стал останавливать экспансию нацистской Германии, а сейчас саботировал Минские соглашения и поддержал реваншизм в Украине и других странах. Некоторые – как и 80 лет назад – словно гиены, скалят зубы у наших границ в ожидании возможности отхватить кусок. Дабы отстоять свой путь развития и ценности, придется проявить стойкость.
Многие урок истории не усвоили. Германия, несмотря на зарок не ввязываться никаким боком в конфликты, готовит к отправке на Украину своих «Леопардов». Неужели танки с немецкими крестами снова будут воевать на стороне откровенного нацистского режима? Вот вам пасхалка – Германия готовит к отправке 14 танков «Леопард-2» и 88 танков «Леопард-1», а складывается вся эта магия чисел в известный нацистский шифр. Так кого славят отправляющая сторона и принимающая? Вопрос риторический. И еще пока не поздно…
Лидия Волкова, ветеран Великой Отечественной войны: «Надо решать все дела мирно. Когда Германию брали – им тоже несладко досталось, так что они каялись, не знаю как, что начали это все. Люди, остановитесь, пока не поздно!»
Подписывайтесь на нас в Telegram