В последнее время у американского доллара явное недомогание. И те, кто знает толк в финансовых трендах, совсем не прочат ему долгие лета. «Американец» стремительно теряет позиции мировой валюты номер один. И это, в том числе, следствие санкционного бумеранга, запущенного в сторону неугодных стран. Возвращаясь, он больно бьет по затылку самих горделивых «франклинов» и «вашингтонов». Все больше государств ищут им замену – не на словах, а на деле.
Тревожные «звоночки» для «американца» звучали и накануне, но в нынешнем году этот процесс превратился буквально в лавину. А совсем недавно рассчитываться не в зеленой валюте договорились такие гиганты, как Бразилия и Китай. Не отстают и в Персидском заливе. Абу-Даби и Пекин уже практикуют расчеты в юанях. Вот и Минск с Москвой тоже сказали доллару: «Прощай!» В Союзном государстве уже более 80% платежей проводят в национальных валютах, что настоятельно рекомендуем и партнерам по евразийской пятерке. Вот об этом, а еще о единой валюте, о цифровом рубле на неделе Президент Лукашенко говорил главой Центробанка России Набиуллиной. И здесь, в Беларуси и России, тоже без «трудностей перевода».
Доллар – всё? Больше полувека американская валюта властвовала над мировой финансовой системой. Но все чаще сейчас появляются статьи в разных СМИ и комментарии от ведущих экспертов о скорой печальной участи «зеленого» короля. Он-то, оказывается, голый. Мир все активнее отдаляется от этой банкноты. Доллар, если пока и не аутсайдер, то уже просто один из. Войны, ранее всегда приносившие Вашингтону доход и силу доллару, сейчас, пожалуй, впервые могут его и похоронить. А ведь Америка редко воевала, но всегда зарабатывала на поле боя. В Первую мировую именно там оказалась половина золотого запаса всего мира. А золото – это всеобщий эквивалент валют: цена за унцию определяла пропорции обменного курса.
За годы Второй мировой объемы промышленного производства и национальные доходы США выросли более чем в два раза. Тогда американцы насобирали, наворовали, экспроприировали три четверти всего золотого запаса всех мировых рыночных стран. И в 44-м году Вашингтон предложил разрушенным войной экономикам привязать свои национальные валюты непосредственно к доллару, который обеспечен золотом. В общем, навязали «бакс», как резервную валюту, обязав все международные платежи производить только в зеленых банкнотах.
Но мир устал от «гегемона». Чем его заменить? Об этом сейчас рассуждают все: от опытных банкиров до президентов. На неделе о перспективах новых резервных валют говорили и в Минске. Александр Лукашенко встречался с главой Центрального банка России. Эльвира Набиуллина – «финансовая пантера», третий срок возглавляет главный эмиссионный и денежно-кредитный институт страны. Как пошутит Президент Беларуси, заслуги Набиуллиной признают даже враги. Один из главных вопросов этой встречи – отвязка от доллара и создание той самой резервной валюты, возможно, не одной. Интерес не праздный. И Россия, и Беларусь после введения санкций на себе прочувствовали, что значит быть на привязи у доллара и как его превращают в оружие. Минск и Москва ищут возможности для контратак.
Поскольку деньги любят тишину, то основная часть беседы Александра Лукашенко и Эльвиры Набиуллиной прошла за закрытыми дверями. Это неудивительно, Беларусь и Россия уже больше года, после введения самых жестких в истории санкций, вырабатывают механизмы защиты, чтобы никакой американский банк по своей прихоти не смог, как кнопкой «delete», выбросить нас из мировой экономики. Успехи уже есть – обещанного Западом краха не случилось, наши валюты более-менее устойчивы, создана независимая платежная система. Известно, что в Минске президент Беларуси и Глава Центробанка поднимали вопрос о единой союзной валюте. Александр Лукашенко рассказал: они обсуждали это и с Путиным. Оба пришли к выводу – пока не время и необходимости нет. С этим согласны и аналитики.
Подписывайтесь на нас в Telegram