Общенациональное телевидение

Цены, тарифы и объёмы поставок. Как контрсанкции России отразятся на европейцах и затронет ли энергетический кризис белорусов?

Читать на сайте ont.by

В самом разгаре – энергетическая напряжённость на континенте. Хотя правильнее сказать, во всём мире. Пробки ещё не выбивает, но искрит. И спор разворачивается между теми, у кого есть ресурсы, и теми, кому они нужны. В этой ситуации по линии Восток – Запад как раз между теми, кто готов продавать, и теми, кто готов покупать, наметилось, мягко говоря, недопонимание. Казалось бы, всё в мире отрегулировано экономическим законом предложения и спроса. Но только ли экономическим? Ведь громкие заявления звучат как раз от политиков. Цены на газ, нефть, объёмы поставок – и главное: кто за всё это заплатит? А ответ все тот же – обычные европейцы. Спросим у нашего обозревателя Анатолия Занковича – так что же всё-таки происходит на мировом энергетическом рынке? Здесь больше экономики или политики?


Если кратко: то и от экономики, и от политики – они тесно переплетены. А ещё у детского писателя Андрей Усачёва как-то спросили: «От чего зависит погода?» Тот ответил: 

От места, в котором находишься ты:
Его высоты, широты, долготы…
От времени, ветра, давления…
А также – от настроения.

Собственно, так и с энергетической погодой. В определённое время, с учётом условий, она может меняться. И вот это мы и наблюдаем на данный момент. Споры – да, экономические, курсы, цены, расчёты, но приправлены они соусом политическим. Причём на этой тарелке сейчас соуса гораздо больше¸ чем еды. И дело здесь вовсе не в природном газе. А в поводе.

В минувший четверг Путин поручил перевести оплату по контрактам на поставки газа в российские рубли. И 48 стран, которых Россия считает недружественными, должны платить не в долларах или евро. А в рублях. Почему Кремль сделал вот так? Потому что ранее Запад ввёл против России санкции. То есть, говоря проще, – если вы вот так, то и мы вот так. 

И тут в Евросоюзе засуетились. И глава евродипломатии Жозепп Боррель подтвердил – да, отказаться от газа вот так просто они не могут. В лучшем случае, по его словам, это произойдёт только через два года. Боррель – конечно, оптимист. Реалисты европейские полагают, что всё не так просто. 

То есть ввести санкции здесь и сейчас – это да, а вот подумать, какими могут быть последствия, – так вот тут как бы не докрутили в Евросоюзе. Ещё раз спортивным языком: Запад проводит атаку, вводя экономические санкции, полагая, что они придушат Восток. Тот уходит от так называемого борцовского захвата и отвечает. Запад к этому оказывается не готов и теперь находится в глупейшей ситуации. 

Эксперты говорят об очевидном: Запад попросту не просчитал все риски. Есть одно жизненное правило, которое работает на все 100%: делаешь – не бойся, боишься – не делай, сделал – не плачь. А плакать впору обычным людям на Западе.  

Простые люди задают вопросы: а что вы, политики, делаете, чтобы выйти из этого положения? Ответ из разряда: да, мы знаем о проблеме. И всё. Опять запускается перевод стрелок: это не мы просчитались, это они плохие. Но в той же Британии миллиона людей обеднели за одну ночь. Представьте, вы просыпаетесь, а электричество стоит на 36% дороже. А газ – сразу на 81%. 

Леон Избицки, эксперт по энергетике (Великобритания): «Возникает вопрос: сможем ли мы обойтись без российского газа в краткосрочной перспективе, если, например, произойдет полное прекращение поставок российского природного газа? Короткий ответ – да, но это повлечет за собой значительное изменение в жизни каждого человека. Да, мы действительно говорим о повышении цен. Если иметь в виду краткосрочную перспективу, т.е полную остановку российских потоков, вы, очевидно, увидите, что цены на газ подскочат выше, чем они поднялись сейчас». 

Произвести продукт, любой – от хлеба до автомобиля – это затратить энергию. Дороже она – дороже продукт, вот и всё объяснение. А выиграет тот, у кого-либо эти ресурсы есть, либо тот, кто заранее подготовился и заключил долгосрочные контракты по фиксированной цене. А тот, кто этого не сделал, сел в лужу и теперь пытается обвинить кого-угодно в чём угодно. Даже экс-премьер Польши Дональд Туск в шоке. 

Дональд Туск, председатель Европейской народной партии, премьер-министр Польши (2007-2014 гг.): «Очень беспокоит то, что хлеб причем самый дешевый к концу этого года может стоить даже 10 злотых (около $2,5). Волосы встают дыбом на голове от этого».

Сейчас на Западе в тренде новый термин «ланчфляция» – это то, на сколько подорожал обед. Как говорится, торговали – веселились, подсчитали – прослезились и полезли за платком. 

Особенно цинично на этом фоне выглядит повышение зарплаты для немецких чиновников. С 1 апреля канцлер Олаф Шольц будет получать каждый месяц на 345 евро больше, другие министры на 275 евро. Жалование депутатов бундестага тоже вырастет. Остальных немцев предупредили, что в силу известных причин их ждут «тяжелые времена». Экономисты вообще намекают на туманное будущее Запада, политики опять, как заклинание, повторяют – это не мы плохие. Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

И вот здесь у Запада могут глаза и вовсе заслезиться. И от цен, которые выросли. И весьма серьёзно. И от дефицита, даже при таких высоких ценах. 

Вот и крупная немецкая торговая сеть «Алди» с оборотом в 50 миллиардов евро в год сообщила своим покупателям – мясо, молочные продукты будут «значительно дороже». Сливочное масло прибавит в цене 30%. Одномоментно, с понедельника, то есть уже завтра. Ретейлер пояснил: всё стало дороже. Корма для животных, злаки и та самая энергия. 

А что будет на наших рынках, возникает резонный вопрос? Чего ждать? Знаете, наивно полагать, что нас это может не затронуть – Беларусь ведь интегрирована в систему мировой экономики. С энергетическими ресурсами всё будет в порядке – это точно и по нефти, и по газу, и своя атомная станция есть. По продуктам и ценам. Здесь правительство уже предприняло ряд мер – в том числе и запрет на вывоз некоторых товарных позиций из страны. Всё логично: не будет у нас своего по доступным ценам, будет импортное, но совершенно по другой стоимости.  

Алексей Богданов, министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси: «В марте рекордный исторический рост инфляции – 7,5%, 14% – в России. В Турции, откуда мы возим много овощей, – 50%. Конечно, это влияет и на нас, мы этого не отрицаем, мы это видим, но в Беларуси применяется ряд мер, позволяющих сдерживать негативное влияние внешней инфляции на наши торговые полки. По постановлению правительства регулируется уровень рентабельности для производителей, регулируется уровень торгово-импортной надбавки для оптовиков, поставщиков и самих торговых организаций уровень торговой надбавки».

А те, кто не услышит Правительство, заплатят и уже платят немаленький штраф, если будут играться с ценами. А газовое противостояние по линии Восток Запад, похоже, растянется на несколько сезонов. 

В Евросоюзе категорически заявили, что рублями рассчитываться не будут, но это лишь слова. Политики засуетились – им бы знать, что бумеранг всегда возвращается. А всего лишь надо быть честными и последовательными. Честными по отношению хотя бы к себе. Вот президент Молдовы Майя Санду заявила чётко: мы не присоединяемся к санкциям против России, потому что можем остаться без электричества и тепла. 

Мы должны обеспечить людей. Молдова на 100% зависит от российского газа и нефти. Уйти от этой зависимости в Кишинёве, конечно, хотят, но сейчас не могут. Как и многие другие страны на континенте.

Но рано или поздно договорятся. Нервозность не нужна никому. Ведь именно в этом вопросе рынок не отрегулирует цены, поставки, расчёты. Здесь надо садиться и разговаривать. Пока всё упирается в непонимание или в нежелание понимать. Тот же Запад про газовые рубли говорит: эй, мы так не договаривались! Ну, и Восток отвечает: так мы и про санкции не договаривались. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by