Недаром говорят, что каждый из нас зарабатывает деньги как умеет. В среду 50 лет исполнилось одному из самых обсуждаемых в мире политиков.
Человеку без гражданства, лидеру «Революции Роз», экс-президенту Грузии, бывшему губернатору Одесской области, а ныне – главному возмутителю спокойствия в Киеве, идейному вдохновителю МихоМайдна – Михаилу Саакашвили.
В свой день рождения он держал мхатовскую паузу до последнего, -- назначив брифинг для журналистов. И сулил эксклюзивные интервью. Но… исчез. Пообещав вернуться. Из Нидерландов, куда поехал на праздники, дабы провести их рядом с семьей. А уж потом прорываться с боями назад, в Украину, куда Михаил Николозович как известно, не въездной.
Саакашвили давно уже называют политическим проектом. Правда, аналитики теряются в догадках, кто же платит и заказывает музыку? Мой коллега Анатолий Занкович попытался разобраться.
Стихийный лагерь возле Верховной Рады напоминает украинские сёла зимой. Дым из труб, парубки колют дрова, только вместо куреней и мазанок – палатки. Военные. Это – протест против власти.
Дед Андрей приехал из-под Чернигова. С пенсией в две тысячи гривен (это 130 белорусских рублей) ему обидно – работал всю жизнь и вот тебе. Жить он так не хочет, поэтому протестует. Как и ещё несколько сотен человек в лагере. Здесь и пенсионеры, и девушки, но главные люди те, кто ещё недавно воевал на юго-востоке страны. Говорят, не уйдут до победы.
Они – это депутаты. Хотя протестующие имеют претензии ко всем, обличённым хоть какой властью. И к Президенту, и к прокурору, и к парламенту. Экономика в стагнации, растут цены. И в военной палатке за кружкой чая идёт мужской разговор. По душам.
Протест объединил людей разных взглядов. Даже скупой на слова, но суровый «Правый сектор» в разговор вступает охотно – накипело.
Четыре года назад им подарили надежду на лучшую жизнь. Накануне Рождества и Нового года это казалось волшебным подарком. Правда, цена оказалась очень большой.
Ровно четыре года назад, 22 декабря, за неделю до нового года здесь, на Майдане принимается историческое решение по созданию общественной организации «Народное движение Майдан». И в этот же день, 22 декабря, появляется первая жертва революции. Инженер-программист Павел Мазуренко стал первым, кто погиб во имя революции и первым в списке «Небесной сотни».
Сколько ещё погибло на Донбассе, сколько стали беженцами, а у кого просто сломана жизнь – эксперты говорят, что счёт уже пошёл на миллионы. И потому рейтинги у политиков как никогда за последние пять лет низки. Президент Порошенко теряет доверие, Юлия Тимошенко набирает, удивляет Станислав Вакарчук (тот самый солист из «Океана Эльзи»). Но в этом списке нет того, кто стремительным вихрем ворвался в политическую жизнь Украины осенью этого года.
Политическая жизнь Михаила Саакашвили всегда изобиловала крутыми виражами. Он был Президентом Грузии, а сейчас закавказская страна пытается добиться его экстрадиции – четыре уголовных дела. Он нашёл общий язык с Петром Порошенко (что, впрочем, неудивительно, в юности они учились вместе в Киевском государственном университете, а экс-президент Ющенко – крестил сына Саакашвили). Порошенко доверил бывшему грузинскому президенту управление Одесской областью. Но вскоре он же лишил Саакашвили украинского гражданства. Но это не мешает бывшему губернатору прорвать границу, организовать людей и выставить пикеты возле Верховной Рады. Половина протестующих из палаток – за него.
Возникает вполне резонный вопрос: а где правовая система Украины? Где закон и порядок? Разве прорыв государственной границы – это не нарушение? Разве штурм Октябрьского дворца в Киеве – не призыв к государственному перевороту? Наконец, в какой ещё стране можно бесцеремонно вести себя в прокуратуре?
Почему так происходит и почему же Саакашвили всё сходит с рук. Несомненно, дело в несовершенных (а может и чересчур демократичных) украинских законах. А ещё надо вспомнить, что у политика юридическое образование и дипломы сразу семи международных университетов. Поэтому в вольной трактовке законов, апелляциях, переносах сроков, нестыковках и проволочках, Саакашвили чувствует себя, как рыба в воде. И его адвокат подтверждает: законы несовершенны. Особенно, в этой стране.
Руслан Чернолуцкий, адвокат Михаила Саакашвили: «Мы однозначно уверены в своих силах, мы однозначно уверены в правоте закона, который на нашей стороне. Но, к сожалению, мы сегодня не можем говорить о независимости судебной системы. И, к сожалению, не можем говорить о независимости правоохранительной системы».
Чтобы детально прояснить ситуацию, мы договорились о встрече с Михаилом Саакашвили. Получили согласие, приехали для этого в Киев, чтобы задать вполне конкретные, а может и неудобные вопросы. Но встретиться не довелось.
Улица Костёльная, дом 7. Именно по этому адресу Генеральная прокуратура Украины и Совет Безопасности высылает повестки на имя Михаила Саакашвили, который живёт в этом доме. Мы живём в доме напротив, три дня пытаемся добиться с ним встречи, но на связь грузинский политик не выходит.
Именно с крыши этого дома Саакашвили угрожал сброситься, когда за объяснениями пришли люди в форме. Силовики отступили, всё-таки он не Карлсон. Обошлось без падения, но своего политического хайпа политик добился. Так чего же в этом больше: реального желания помочь стране и народу или просто добиться политической власти? Учёные мужи Украины объясняют просто.
Анатолий Пешко, вице-президент Академии экономических наук Украины: «Это аферист и авантюрист. Роль Саакашвили – роль детонатора, которого США пытаются, чтобы Порошенко ушёл в отставку».
Ещё одна ключевая фигура в этой истории – депутат Верховной Рады Юрий Деревянко. Это он носил передачи Саакашвили, когда тот угрожал голодовкой в СИЗО. И это он инициировал проект закона об импичменте Президенту Украины. Нет, не для того, чтобы на этот пост претендовал экс-президент Грузии. Как раз здесь закон чётко установил ограничения – только украинцам по рождении и по гражданству. Раз так, что тогда нужно Саакашвили?
Юрий Деревянко, депутат Верховной Рады Украины: «Он готов занять пост премьер-министра Украины. И это то, что по законам и по Конституции Украины можно сделать».
Если это получится, то эксперты предупреждают: зрители увидят вторую серию увлекательного фильма. Когда из президентской республики Украина может превратиться в парламентскую. А заседания Рады всегда были увлекательным триллером.
Ещё один серьёзный пункт в истории Михаила Саакашвили – деньги. Организовать сторонников, создать партию, обеспечить интерес к себе – на это нужны приличные суммы. Саакашвили обвиняют в сговоре со всеми: российскими олигархами, местным крупным бизнесом и даже укоряют во вливаниях из-за океана. Но смет и чеков пока никто не видел, учитывая изворотливость политика, можно даже не сомневаться, что и из этой ситуации он найдёт выход. Хотя Украина сейчас озабочена другим. Не было бы нового Майдана. И в 2004, и в 2014 всё тоже начиналось с обычных акций протестов. Закончилось не очень.
Анатолий Пешко, вице-президент Академии экономических наук Украины: «Вы не думайте, что если это началось в Украине, то это не коснётся Беларуси или России. По всем данным видно, что готовятся аналогичные перевороты. Готовятся и в Беларуси, и в России. Вам нужно быть очень бдительными, чтобы не попасть под влияние этих людей».
Апатрид, то есть человек без гражданства, Михаил Саакашвили не унывает. Во-первых, ему выдали нидерландскую визу для воссоединения с семьей. Во-вторых, экстрадировать его некуда: в какую страну, по каким документам? Наконец, он сам снизил градус конфликта с Петром Порошенко, написав ему письмо. Впереди выборы в парламент, через год с небольшим – президентские. По всему кажется, что политические силы договорятся не перебарщивать, даже в Украине. Только вот как это объяснить людям, которые и Рождество, и Новый год будут встречать не в тёплых кабинетах, а в палатках на морозе.
Подписывайтесь на нас в Telegram