Общенациональное телевидение

Бурабайские встречи

Читать на сайте ont.by

Если попросить назвать ассоциативный ряд, возникающий при упоминании аббревиатуры СНГ, то многие надолго задумаются, а кто-то не сможет сказать вообще ничего. Хотя это не самое благозвучное для славян сокращение – СНГ – сопровождает нас уже почти 24 года. И ведь само по себе СНГ не виновато. Его придумали не самые выдающиеся политики, после того как приняли не самые умные решения. 

В декабре 1991 года великой стране было объявлено, что её больше нет. А есть Содружество Независимых государств – новая структура с расплывчатыми, почти акварельными полномочиями. Была надежда, что со временем она примет более конкретные очертания, но увы. Каждое вновь образованное государство обустраивало свой быт. А совместные проекты, если таковые и были, укладывались в рамки более узкого – двух-, трёх- или четырёхстороннего сотрудничества.

Выступление Президента Беларуси, с которым он 16 октября обратился к своим коллегам на саммите в Казахстане, на взгляд многих экспертов, было остро необходимо всему Содружеству Независимых Государств. Да, это площадка для переговоров. Да, регулярные встречи лидеров лучше, чем недопонимание. Но в таком виде СНГ уже не отвечает запросам времени. Нужно встряхнуться и начать решать проблемы, которых на пространстве Содружества немало.

Интеграционные саммиты часто проводят порознь. Но в этот раз в казахстанском курортном посёлке Бурабай форумы Содружества и Высшего Евразийского экономического совета решили совместить. Всё-таки СНГ и ЕАЭС – самые крупные объединения на территории постсоветского пространства.

Что касается СНГ, то стоит признать: в последние годы интереса к проблематике Содружества поубавилось. Из объединения вышла Грузия, Украина до сих пор не может определиться, нужен ли ей этот союз. Президенты других стран, например Молдовы и Туркменистана, вместо себя на саммит отправили премьера и вице-премьера. Всё это – не в пользу СНГ. Да и повестка дня в этот раз носила скорее декларативный характер, что не мог не отметить Александр Лукашенко.

Справедливости ради нужно отметить, что половина повестки дня касалась вопросов безопасности и международного терроризма. В мире сейчас 16 активных вооружённых конфликтов, самые горячие из которых – военная операция против «Исламского государства» и война в Афганистане, с которым граничат три страны Содружества. Да и на юго-востоке Украины ещё не всё оружие зачехлили. Но есть ещё Организация Договора о коллективной безопасности, куда входят шесть стран бывшего Союза, и противостояние внешним угрозам именно её непосредственная задача. Поэтому если из повестки СНГ исключить «оборонные» пункты, то там останутся лишь кадровые и технические вопросы. Собственно на это и обратил внимание коллег Александр Лукашенко.

На фоне СНГ деятельность Евразийского экономического союза выглядит более динамично. Здесь просто больше конкретики. Только в этом году к тройке (Беларусь, Казахстан, Россия) присоединились Армения и Кыргызстан. Летом появилась Зона свободной торговли, куда первым вошёл Вьетнам. И образовалась очередь – Израиль, Китай, Египет, Пакистан и ещё девять стран хотят торговать на новых условиях. Турция после 15 лет ожидания вступить в Евросоюз тоже переориентировалась на евразийский рынок. Поэтому неудивительно, что в Бурабае Президенты вышли за рамки 15 вопросов запланированной повестки саммита.

Итак, итоги евразийского саммита. Это расширение внешнего экономического сотрудничества, уточнение стратегии с китайским экономический поясом «Шёлкового пути» – он пройдёт по территории стран ЕАЭС. Вступившему в ВТО Казахстану нужно пересмотреть стратегию всё-таки в пользу партнёров по Союзу. Главу Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко сменит экс-премьер-министр Армении Тигран Саркисян. А сама Армения будет председательствовать в Союзе с 1 февраля.

Два саммита в один день: и многие эксперты бросились предрекать закат СНГ и расцвет для ЕАЭС. При этом забыв, что Содружество решает многопрофильные задачи, а Союз – только экономические. По сути, если бы не было СНГ, то и ЕАЭС вряд ли бы появился. 1994 год – Нурсултан Назарбаев совершает свой первый официальный визит в Россию. Тогда в Москве он впервые выступил с идеей формирования Евразийского союза на основе единого экономического пространства. И всё это время при поддержке Беларуси активно продвигал интеграционную идею. Поэтому и орден Дружбы народов, которым Лукашенко наградил Назарбаева, что называется, по былым и нынешним заслугам.

Поздравительные слова звучали в Казахстане и для Александра Лукашенко. Коллеги-президенты не могли обойти вниманием его победу на выборах.

В самом деле, образно говоря, фундамент общего дома – это СНГ, стены – Евразийский экономический союз. И вот яркий пример. Содружество создаётся в 1991 году, через пять лет появляется Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. А ещё через четыре года миру объявлено о создании Евразийского экономического сообщества. 2007 год – появляется Таможенный союз трёх стран, а три года назад Единое экономическое пространство. 1 января 2015 года заработал Евразийский экономический союз. Поэтому заместить Содружество у ЕАЭС не получится, да и не нужно, а вот действовать параллельно – оптимальный вариант.

Если вспомнить о роли Организации Договора о коллективной безопасности, то тогда цели каждого из образований проявляются максимально точно. ОДКБ обеспечивает безопасность, ЕАЭС – экономику, а СНГ становится своеобразным круглым стол для обсуждения самых разных тем, представляющих общий интерес. Главное для СНГ – собираться, предлагать и, естественно, решать. Как это происходит в Союзном государстве – наиболее продвинутом и близком образовании для двух народов. Вот и в Бурабае договорились о встрече в Москве, чтобы детально разобраться в назревших вопросах и эффективно их решить.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by