Общенациональное телевидение

Бьёт – значит любит? Разрабатывается законопроект о противодействии семейному насилию

Читать на сайте ont.by

В Минске эксперты обсуждали противодействие гендерному насилию. Точные цифры – сколько женщин в Беларуси испытывают физическое, моральное или экономическое унижение – назвать сложно. Многие такие случаи замалчиваются самими жертвами. Однако наша страна – одна из мировых лидеров по защите слабого пола, но даже белорусское законодательство нуждается в усовершенствовании.

Ирина просит не показывать её лицо. 30 лет назад замуж выходила за статного мужчину, а сегодня живёт с пьяницей и дебоширом. Началось с алкоголя, затем муж в пьяном угаре стал бить жену.

И таких историй много. По данным ООН, физическому и сексуальному насилию подвергается каждая третья женщина в мире. Беларусь не исключение. О том, как защитить женщин, говорили сегодня в Академии МВД. Здесь усиленно изучают опыт других стран, чтобы в итоге в Беларуси появился новый закон. И не просто на бумаге, а работающий реально.

Но увидеть, что происходит за закрытыми дверями, не поможет ни один закон. Нужно звонить в милицию. В Академии МВД учат, как отреагировать на вызов, как вести себя перед квартирой, где только что совершалось насилие, ведь участковый должен быть то психологом, то группой захвата в одном лице. Это зависит от ситуации.

Именно так всё случилось у Ирины, но между первым ударом мужа и звонком в милицию прошло 15 лет. Наша героиня говорит, что раньше всё было по-другому, общество учило женщину терпеть и молчать. Заводской район в статистике бытового насилия является одним из самых проблемных в Минске. Однако количество уголовных дел за нанесение особо тяжких повреждений и угрозу убийством снижается, а превентивные меры дают результат.

Любой оперативный сотрудник скажет, что ситуаций, когда женщина отказывается писать заявление на избившего её мужа, гораздо больше уголовных дел. Сказывается страх, стыд перед соседями. Не стоит искать истоки такого поведения мужчин. Скорее нужен реальный закон, призванный уравнять в правах сильного и слабого. Точнее сказать, слабую. Особо это подчёркнуто в Стамбульской конвенции.

Хавьер Тручеро, международный эксперт (Испания): «Стамбульская конвенция – это международный стандарт, но у каждой страны есть свой образ, как нужно работать. Испания, Голландия, Беларусь… Каждая страна сама определяет, как интегрировать конвенцию в своё законодательство и своё общество».

Стамбульская конвенция – это серия документов Совета Европы о борьбе с насилием в отношении женщин, которая обязывает государства ввести уголовную ответственность за насилие, принудительные браки, аборты, психологическое преследование. Звучит жёстко, но именно эти нормы обсуждали в Минске. И европейские эксперты сегодня порой были в слабой позиции. Ведь таких случаев, как в немецком Кёльне, когда иммигранты чуть ли не на главной площади насиловали женщин, в Беларуси быть просто не может.

Шаси Коудри, международный эксперт (Великобритания): «В вашей стране очень много энтузиазма, проведена большая работа по защите прав женщин. Насилие – глобальная эпидемия, она затрагивает все страны, не только Германию, Кёльн. Не нужно акцентировать внимание на этом. У нас в Британии говорят, что это «красная рыба», то есть что-то яркое, но то, что отвлекает от настоящей проблемы. А о настоящих проблемах, как правило, не говорят. И вот с этим нужно бороться всем».

Как с этим бороться? Единого противоядия нет. Уж слишком разное понятие нормальности семейных отношений в мире, да и во времени. Даже у нас ведь сохраняется анахронизм: бьёт – значит любит. Но в МВД с этим, мягко говоря, не соглашаются. И добавляют: первое, что может сделать в такой ситуации женщина – не молчать.

Не молчать призывает и Ирина. Простой, но печальный пример. О том, что в её квартире регулярно избивают женщину, знали все вокруг. Но все молчали. Молчала и она. Говорит, если вернуться на 30 лет назад, повела бы себя по-другому. Сейчас ведь закон выше права сильного. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by