Общенациональное телевидение

Будет ли мир в наступившем году и каким он выдастся? Рассуждает Глеб Лавров

Читать на сайте ont.by

В сумме мирового благополучия мирная жизнь, пожалуй, самое весомое слагаемое. И именно о ней сегодня, в День всемирных молитв о мире, молятся люди на разных континентах. 


Этот праздник в первый день года когда-то появился по инициативе католиков, но сегодня он близок представителям самых разных вероисповеданий и тем, кто далёк от церкви. Все искренне надеются на мир без войны.

Правда, происходит это одновременно с тем, как сербской общине Косово и Сербии, например, записными «миротворцами» – странами НАТО – на днях был выдвинут военный ультиматум! И да, подчиняясь, Белград вынужден был призвать своих братьев на территории края отказаться от прямой борьбы против явно незаконных действий албанской администрации. И теперь Приштина, за которой Вашингтон, Лондон, Брюссель и Берлин, торжествует. Однако силовое решение нынешнего витка кризиса не снимает всех созданных Западом проблем Косово! И значит, мирный для всех исход там стал не ближе, а дальше. И, очевидно, уже не за горами новый виток эскалации. Да и Киев тоже, кстати, «с благословения» своих западных гуманистов-спонсоров, все последнее время, любым молитвам и увещеваниям вопреки, демонстрирует вопиющие случаи гонений истинно верующих. На Украине проходит рейдерский захват православных храмов. И все это – при полном попустительстве якобы ратующих за мир американских и западноевропейских властей.

Выходит, что пока одни, простые люди, в том числе и на Западе, молятся за мир и безоблачное небо, другие – власть имущие – подталкивают события к возможной войне... И даже не слишком-то и скрывая своих намерений.

Вот и Германия, которая якобы была гарантом мира на континенте, с первого дня года возглавляет группу наиболее высокой готовности НАТО. Оперативная группа на базе 37-й танково-гренадерской бригады ФРГ, в случае чего, может быть развернута в течение нескольких суток. И вот это они выдают за шаги к миру. такие уж они – западные гаранты, лишь на словах верящие в общую ценность мира. И с такими, как в народной мудрости, на Бога надейся, а сам не плошай…

Так будет ли мир в наступившем году? И каким он будет? Конечно, поживем – увидим. Но поразмыслить, хотя бы прикинуть контуры, можно и уже. О будущем, которое прямо сейчас, – наш обозреватель-международник Глеб Лавров.

Если ты долго смотришь в будущее, будущее тоже начинает смотреть в тебя. Так, перефразируя известное изречение и не стараясь избежать его первоначального, тревожного звучания, можно сказать о чувствах, которые есть у большинства по поводу наступившего 23-го. И… небезосновательно. Будущее, которое прямо сейчас, скорее, не определено. Но уже точно можно сказать, каким мир не будет. В прошлое уходит западный проект глобальной однополярности. Америкацентричного мира последних десятилетий больше нет.

А геополитическое солнце восходит на Востоке – и это не просто традиционно-ориентальная избыточно-роскошная фигура речи. Во главе большой мировой двадцатки сейчас – Индия. Которая уже на прошедшем не так давно форуме в Индонезии сделала все, чтобы явно умерить пафос антироссийской истерии западников в поле дипломатии и экономики мира.

Да и следующим председателем клуба крупнейших государств планеты, по очереди, станет Бразилия. То есть и в 24-м саммит G20 пройдет под патронажем страны-члена БРИКС, также не разделяющей эксклюзивно проамериканский подход к мироустройству. К тому же новый старый президент Бразилии Лула – не только политик левых взглядов, не только «друг России», но и один из тех, кто зачинал БРИКС. И значит, на годы, в планетарном масштабе, будет четче звучать голос и Востока, и глобального Юга. Также уставшего от гегемонии Большого североамериканского не-брата.

А если учесть, что уже в марте голосованием в парламенте определится новый глава Китая, и сейчас есть все шансы, что им станет переизбранный генсек КПК Си Цзиньпин, то можно утверждать – все не-западные державы уже в ближайшие месяцы и на несколько лет вперед потенциально получат карт-бланш на реализацию своего, и даже всеобщего, геостратегического проекта, отличного от американского. И то, что общий проект БРИКС будет привлекательнее для большинства мировых стран, сомнений не вызывает.

Правда, как нет сомнений и в том, что Вашингтон и Лондон, да и Берлин, сделают все, чтобы не отдать мировое лидерство без боя. И очень хотелось бы надеяться, что хотя бы активных боестолкновений в планах у этих столиц нет. Однако в программах по удержанию мира в руках западного миллиарда – война… есть. Втягивание в НАТО Стокгольма и Хельсинки, накачивание оружием восточного фланга блока и Балкан, ставка на военное присутствие на общемировом Севере – все это уже сегодняшний день западных стратегов.

И то, что алармизм и милитаризация станут главными предвыборными темами парламентских кампаний в апреле в Финляндии и в середине осени в Польше, тоже явно уже прямо в первый день года. И то, что в этих странах будут звучать самые радикальные лозунги и призывы в отношении соседей, ярая антироссийская и антибелорусская риторика – и это можно и нужно… предвидеть. И всему, включая слова, надо быть готовым противостоять.

Вот только, несмотря на все громкие слова, Запад в 23-м с каждым месяцем будет не так монолитен. Потому что уже с января будет слабеть из-за внутренних межпартийных свар его главная страна – США. Хотя даже в ослабленном состоянии Вашингтон еще покажет себя. В том числе и своим номинальным союзникам. Например, нельзя исключать грубых провокаций Запада во время президентской кампании перед выборами 18 июня в Турции.

Поэтому в прогнозах надо говорить о потенциальном уменьшении веса США и сателлитов в краткосрочной перспективе. На деле Запад в этом году будет пытаться нажать на все оставшиеся рычаги давления. По всему миру. И этот хаос может быть даже более опасен, чем хладнокровное противостояние сверхдержав времен холодной войны.

А еще на фоне этого реального конфликта за будущий мир влиять на реальность будут силы из мира будущего. Высокотехнологичные компании и их работы в области искусственного интеллекта вполне смогут не только неприятно удивить традиционных игроков, но стать отдельной угрозой им. Потому что IT-гиганты уже в 23-м имеют шанс быть гораздо большим, чем отдельной фигурой в руках влиятельных людей на великой шахматной доске.

И все же в круговерти экзистенциальных угроз человечеству именно 23-й может стать прологом новой эпохи. И те контуры следующих месяцев, что только очерчиваются для нас сейчас, станут прочной базой для событий по-настоящему рубежного 24-го. И далее. Но об этом точно будет в итоговых выпусках года. А сейчас, в первом эфире, о годе лишь в первом приближении.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by